Сайт Сергея Анатольевича (Пономарева)
Активный отдых, туризм, путешествия...  
На главную X-tracks Карты Статьи Галерея Ссылки Архив СК МГУ Архив РСС О сайте Контакты

Особенности эксплуатации мультитопливной горелки MSR WhisperLite™ Internationale


Несколько прочитанных отчетов о проведенных поезках и периодически поднимаемых тем на разных форумах, касающихся проблем, с которыми сталкивается народ при пользовании примусов, сподвигли меня на написание этой статьи, в которой я хочу поделиться своим личным опытом. Вот уже несколько лет я активно пользуюсь горелкой MSR WhisperLite™ Internationale и смею заверить, что при аккуратном и правильном общении, такая горелка может прослужить верой и правдой достаточно долго. И так, что может повлиять на работоспособность горелки, что следует делать и чего лучше избегать при использовании мультитопливных горелок? В этой статье изложены мой личный опыт и наблюдения, которые не претендуют на "истину в последней инстанции". Надеюсь, что эта статья кому-то поможет в "общении с примусом", сбережет немного нервов и сделает походный быт более комфортным. Перед использованием примуса неплохо прочитать инструкцию по эксплуатации производителя, ее русскоязычный вариант можно взять, например, вот отсюда: http://www.tramontana.ru/article.php?id_article=65. Прочитали? Теперь можно перейти к обмену опытом :

Тип топлива.

Фирменное топливо. Лучше всего, конечно, подходит фирменное топливо известных брендов, однако оно дорогостоящее, и его не всегда можно купить. Особенно ситуация усугубляется, если место проведения Вашего путешествия представляет собой "край географии", и Вы будете добираться туда самолетом, а как известно в самолете провоз пожароопасных веществ запрещен и соответственно взять топливо с собой не получается. В таком случае достойной заменой может послужить бензин Калоша, керосин или бензин с автозаправки, которые можно купить на месте.

Бензин Калоша (Галоша, Нефрас С2-80/120) - замечательно горит и не доставляет никаких хлопот, практически не засоряет горелку. По моему личному опыту его проще всего найти в магазинах, торгующих лакокрасочными изделиями и на строительных рынках.

Керосин – так же замечательно горит, чуть-чуть сильнее засоряет горелку, но не критично, капитальной чистки даже в достаточно протяженном походе обычно не требуется. Не забудьте заменить форсунку на соответствующую (маркируется буквой "К")! Покупать его, как и Калошу, проще на строительных рынках и в лакокрасочных магазинах. Если возможности приобрести эти виды топлива нет, то подойдет обычный бензин с автозаправки.

Бензин с автозаправки – тоже замечательно горит, при этом есть мнение, что чем выше его октановое число, тем большая вероятность, что он будет чище. Обслуживать горелку как-то специально при использовании бензина с заправки во время поездки, как правило, не приходиться, кроме, конечно, прочистки штатной иглой, для чего горелку нужно несколько раз встряхнуть. Естественно, дома, после такой эксплуатации горелку надо будет тщательно прочистить (об этом ниже). На таком "автобензине" я использовал горелку около 23 дней при трехразовом питании, рассчитанным на 2-х человек. Никакого специального обслуживания не требовалось все и так замечательно работало.

Еще хочется добавить, что, покупая топливо для продолжительной и ответственной поездки, желательно топливо протестировать заранее, т.к. некоторые нерадивые производители иногда наливают в бутылочки с надписями "Керосин" или "Галоша" непонятно что. Естественно горелка работает, но чистить ее приходится на порядок чаще. Такой неудачной покупкой оказался якобы "авиационный керосин", специально купленный для нас одной небезызвестной туристической компанией в Киргизии. Через неделю эксплуатации форсунка стала покрываться желтоватой смолой наподобие лака. Обычный керосин со строительного рынка в той же Киргизии оказался на несколько порядков лучше. И вот еще, буквально на днях купили Галошу в Мерлене для предстоящей зимней лыжной поездки – что там оказалась за дрянь – никому не известно. Фотографии частей примуса после часовой эксплуатации можно посмотреть тут.

 

Примус и палатка.

Использование примуса в палатке вещь крайне деликатная. Любая неосторожность и Вы в считанные секунды остаетесь без дома. Про ожоги я уже не говорю. Однако, периодически возникают ситуации, когда готовить пищу лучше в палатке (сильный ветер, дождь и д.р.). Наш опыт показывает, что если пользоваться примусом крайне аккуратно и размеры палатки позволяют, то можно готовить и в палатке. На что тут следует обратить внимание? 1. тип топлива. Бензин или керосин? Бензин - достаточно летучее вещество. Его пары быстро поднимаются вверх и при поджигании сгорают в виде объемного облака. Естественно, этот вид топлива использовать в палатке далеко не безопасно, особенно если Вы прогреваете примус топливом. Однозначно, бензин лучше использовать на открытом воздухе. Другой тип используемого топлива - керосин. Пары керосина тяжелы, сразу опускаются вниз и при случайном воспламенении не образуют столь объемного пламени как пары бензина. Использование этого топлива, особенно при приготовлении пищи в палатке более безопасно. К недостатку этого топлива можно отнести то, что при температурах близких к нулю и сильном ветре горелку становится тяжело прогревать. Это нужно делать значительно дольше и тщательнее. 2. положение в палатке. Следите, чтобы какой-нибудь элемент палатки (например противомоскитная сетка) или сушащиеся под потолком вещи случайно не попали в пламя горелки. Наилучшее место – наиболее удаленное от стен с наибольшим расстоянием до потолка. 3. разогрев примуса. Разогревать горелку в палатке лучше половинкой или третью частью таблетки сухого горючего подкладывая ее НЕ на чашку для горючего, а ПОД нее. Пламя для прогрева лучше контролируется и копоти меньше. Прогревать горелку правда приходиться несколько дольше. В любом случае лучше потренироваться заранее и на открытом воздухе. 4. не забудьте при использовании горелки в палатке что-нибудь под нее подложить – ее нижняя часть и пространство под ней сильно нагреваются. 5. обеспечьте достаточную вентиляцию во избежание отравления продуктами горения. 6. если не уверены – готовьте на улице или ешьте перекус.

 

Чистка горелки.

Рано или поздно, в зависимости от качества топлива и от того, как часто Вы используете горелку, наступает момент, когда горелку приходиться чистить. Сразу хочу сказать, что попытки промыть ее каким-либо растворителем или иной химией к положительным результатам не приводят. Смолы, конденсирующиеся в испарителе при высоких температурах, ничем не растворяются. Единственный вариант, который возможно и стоило бы попробовать - это запустить горелку на промывке для двигателей внутреннего сгорания. Но, честно говоря, делать это я не советую, т.к. эти промывки сильно ядовиты и поведение горелки при работе на этих смесях не предсказуемо. Самый простой, надежный и эффективный способ - прокалить элементы горелки на газу, дабы выжечь осевшие смолы. Для этого разберите горелку в следующей последовательности:

- открутите чашечка в которую наливается топливо для прогрева горелки;

- снимите фитиль;

- отсоедините топливопровод с форсункой от горелки;

- открутите форсунку от топливопровода и аккуратно извлеките иглу;

- извлеките тросик из топливопровда. Если сделать это по каким-то причинам трудно, производитель рекомендует воспользоваться проникающей смазкой WD-40 или штатной смазкой прилагаемой в ремнаборе. Так же производитель рекомендует несколько раз (до 20) вытаскивать и вставлять тросик в топливопровод (с амплитудой 13 см).

После того, как Вы все разобрали, прокалите по отдельности форсунку, иглу, тросик, и собственно трубку испарителя. Тросик прокаливаем до красна, а вот с топливопроводом надо быть особенно аккуратно, т.к. он как правило состоит из нескольких спаянных трубок, которые при чрезмерном нагревании могут распаяться. В таком случае Вам придется искать знакомых сварщиков-кондиционерщиков, которые запаяют Вам ее обратно. Производитель так же рекомендует промыть магистраль топливом. Для этого топливопровод без форсунки, иглы и тросика присоединяется к накаченному баллону с топливом. После чего при полностью открытом вентиле сливают немного топлива (несколько ложек). Сборка горелки производится в обратной последовательности.

 

Неполадки, рекомендации по эксплуатации.

В этой части мы будем рассматривать те неполадки, которые не рассматриваются в описании производителя.

- Иногда на некоторых форумах можно встретить проблему, которую в общих чертах можно озвучить так: "Горелка работает хорошо, но пламя никак не регулируется".

Смею заметить, что это НЕ является поломкой. Данная модель НЕ позволяет регулировать размер пламени.

- На некоторых моделях примусов уплотнительная манжета на поршне насоса сделана из какой-то волшебной резины, которая периодически высыхает, уменьшаясь в размерах (особенно если обратный клапан на насосе начинает терять герметичность, и Вы используете бензин "Калоша"). Вследствие этого, герметичность насоса нарушается, и он перестает нагнетать воздух в емкость с топливом (это хорошо заметно по чрезвычайно легкому ходу поршня). Исправить эту поломку можно разобрав насос, обильно смазав манжету фирменной смазкой из ремнабора и слегка размяв ее пальцами. При этом рекомендую почистить или заменить механизм обратного клапана.

- Большие языки пламени оранжевого цвета – признак плохого прогрева горелки. Греть надо лучше. Для повторного прогрева горелку надо остудить в течении 5 мин, добавить больше топлива в чашечку для прогрева горелки, устранить влияние ветра.

- У хорошо прогретого и накаченного примуса большинство проблем с горением лечится прочисткой форсунки штатной иглой. Для этого просто потрясите горелку до тех пор, пока грузик с иглой не начнет позвякивать.

- перекачивать горелку не безопасно, и расход топлива увеличивается непомерно. Производитель рекомендует 20-30 нажатий на насос перед началом работы, и подкачку в процессе работы - 10 нажатий после 10 мин работы.

- Операции с регулирующим вентилем необходимо проводить аккуратно – плавно и самое главное - при закрытии подачи топлива сильно не затягивать вентиль. Дело тут вот в чем: насос примуса выполнен из пластика, при этом вентиль, который перекрывает подачу топлива, сделан из металла и вкручивается непосредственно в пластмассовый корпус насоса. От чрезмерных усилий вентиль может начать срывать резьбу, кроша пластиковый корпус насоса. Пластиковая крошка попадает в топливную смесь и разносится по магистрали, затыкая форсунку, которую приходится часто прочищать. Учитывая особенности устройства топливной магистрали и испарителя, частички пластика могут надолго в нем застревать и под действием высокой температуры или иных факторов отправляться в форсунку в самый неподходящий момент. В зависимости от того, как скоро Вы догадались, что начали срывать резьбу в районе вентиля, зависит, то, сколько пластика попало в магистраль. Если Вы сообразили быстро и пластика попало мало - есть шанс, что горелка прочистится. Если момент был упущен и Вы уже давно "сверлите" корпус насоса вентилем и пластика в магистраль попало много - пользоваться горелкой становиться практически невозможно. Как вычистить из магистрали горелки пластиковые опилки, я пока не придумал, возможно стоит попытаться их выжечь.

Сергей Анатольевич

 

На главную | X-tracks | Карты | Статьи | Галерея | Ссылки | Архив СК МГУ | Архив РСС | О сайте | Контакты

CopyRight © 2011-2016 www.x-traсks.ru

Если вы решили процитировать какой-либо материал с этого сайта не забудьте поставить активную ссылку на него.

Экстремальный портал VVV.RU Яндекс цитирования