extra_toc

Вступление

Для множества людей маршруты Via Ferrata открыли путь в вертикальную часть Альп, в мир захватывающих скальных массивов, и подъемов по лестницам с видами уходящих вдаль глубин – Брента, Села, Тофана – и прилегающих массивов. Маршруты Via Ferrata также знаменитые как Iron ways (железные пути) или Klettersteige (лестницы для лазания) снова вошли в моду.

Первые Маршруты Via Ferrata были построены во время Первой Мировой Войны для осуществления контроля на вершинах гор. В Доломитах маршруты были восстановлены и открыты для туристов достаточно рано; любые упоминания о Via Ferrata, разумеется, ассоциировались с Доломитами. В этом альпийском регионе маршруты Via Ferrata можно найти практически везде: сегодня насчитывается около 1000 маршрутов от маленьких тренировочных - до техничных и экстремальных с набором высоты до 1000 метров. Например стены Джулианских Альп, которые подразумевают не только отличную физическую подготовку, но и требуют немалого нервного и умственного напряжения. Здесь представлен небольшой обзор, который поможет вам сориентироваться при выборе снаряжения для маршрутов Via Ferrata.

 

Одежда

Via Ferrata – маршруты, пролегающие в высотах Альп не должны недооцениваться, для них требуется одежда, отвечающая запросам Альп. Выбор одежды зависит от ожидаемой погоды, высоты и сложности маршрута.
Одежда для Via Ferrata соответствует одежде для альпинизма или туризма:

а) Технологичное дышащее и влаговыводящее термобелье, которое не даст вам замерзнуть во время ожидания вашего коллеги при подъеме или прохождении сложных участков;
б) В треккинговых брюках, самосбросах или скалолазных бриджах в зависимости от маршрута и погодных условий вам будет, разумеется, гораздо удобнее чем в обычных тренировочных штанах или шортах.
в) Второй слой или утеплитель также не менее важен – существует множество синтетических технологичных материалов с использованием технологий Polartec, Wind Stopper, Schoeller и т.д.
г) Обувь: прочные нговые ботинки или жесткие горные ботинки – опять же все зависит от конкретного маршрута, нет ли на маршруте ледников, а также участков без скоб и лестниц.
д) Прочные перчатки для работы с веревкой. Устойчивые к истиранию материалы, такие как кожа, замша, полиэстер или кевлар, защищают руки от повреждений. Всегда нужно иметь ввиду, что один из стальных прутов, переплетенных в основном тросе маршрута может незаметно выбится наружу и поранить руки. При приобретении перчаток убедитесь в том, что они удобно сидят и подходят по размеру. Поверхность перчатки должна обладать хорошей сцепляемостью, так чтобы вам был удобен захват карабина или троса.

Каска

Каска – это обязательный предмет вашей экипировки. Не только, потому, что она предохраняет вашу голову от возможных камнепадов на больших высотах и скальных участках, но также может предотвратить риск повреждений при допущенных вами ошибках: например чересчур быстрое передвижение по маршруту или срыв. Рекомендуются каски из жестких композитных материалов, нежели из стекловолокна или карбона (данные материалы могут не выдержать больших нагрузок)

Страховочная система

Для маршрутов Via Ferrata подойдут любые страховочные системы, предназначенные для скалолазания и альпинизма. Система должна хорошо сидеть на вас, не провисать и не давить при ходьбе и в висе. Конечно, наиболее удобным вариантов будет страховочная система с регулируемыми ножными кольцами. Для тех, чей вес больше нормы, либо кто путешествует с большим рюкзаком или идет в первый раз и не имеет никакого скалолазного или горного опыта рекомендуются также верхние обвязки или комбинированные обвязки. В случае срыва это защитит вас от переворота на спину.

Самостраховки

Самостраховки с металлическим тормозом весьма эффективны для гашения рывка при срыве. Существуют два стандарта EAS (Energy Absorbing System) и DIN EN 958, которые представляет из себя тормоз при динамическом рывке. Кусок веревки размером до 120 см продергивается сквозь решетку с дырками: максимальная нагрузка рывка для подобных амортизаторов до 600 kN.

Существуют две формы систем:

а) V: Усы самостраховки одновременно являются тормозными элементами. Один ус является страховочным, другой тормозным. В таком случае запрещается выстегивать в трос одновременно два уса. Между тем данная система считается устаревшей и DAV (Немецкое альпийское объединение ) не рекомендует использовать ее.
б) Y: Оба уса самостраховки соединены с планкой отдельным куском веревки, которая и является амортизатором. Комиссия безопасности DAV рекомендует только данную систему. Кроме того данная система более надежна в случае срыва – меньше риск поломки карабина в результате рывка:

 


в) Кроме того существуют также разрывные амортизаторы рывка, которые однако являются одноразовыми:

 

Дополнительный ус. Для начинающих а так же для маршрутов высокой категории сложности рекомендуется иметь дополнительный третий ус самостраховки. Это может быть просто оттяжкой с карабином, статически закрепленной на кольце обвязки. Данная самостраховка будет не лишней, если захочется отдохнуть посредине маршрута на вертикальном участке.

Карабины

Карабины для Via Ferrata имеют особую грушевидную форму и стандартизированы с большей разрывной нагрузкой чем обычные. Как правило сертифицированные карабины для Виа Феррата маркируются знаком "K". Они оснащены специальными автоматическими муфтами (twist lock, side closure – как правило однотактовые муфты или муфты типа «вверх-вниз»). При приобретении карабина убедитесь, что муфта легко открывается.

  

Техника передвижения

Страховка двумя усами при преодолении вертикальных участков:

Полезное

Обзорная карта с различными Виа Ферратами Европы:

http://www.via-ferrata.de/klettersteige.htm

 

Статья подготовлена по материалам “Know How. Via Ferrata” Vaude 2006, Karl Schlag, Alpin-Lehrplan Band 1.

Перевод с немецкого ЗаКат