extra_toc

Петрозаводск -  мыс Шуйнаволок - Ивановские острова - маяк Монак - Гарницкий маяк - Личков остров - Карельский остров - Кижи.

 

Прекрасный лыжный поход на февральские праздники по замершей Онеге. 

 

Количество участников: 2 чел.

Время проведения: с 24.02.17 по 26.02.17

Протяженность:  60,8 км.

Длительность: 3 дня

 

Важное замечание. Планируя подобный поход необходимо контролировать ледовую обстановку на Онежском озере, которая из года в год может сильно различаться. Трещины, торосы и открытые участки воды в не очень холодные годы - тут обычное дело.

Настоятельно НЕ рекомендую ночевки на льду и передвижение в узких участках между островами, не убедившись в достаточной толщине и прочности ледового покрова.

Особое внимание нужно уделять технике безопасности при нахождении на льду, иметь необходимое спасательное снаряжение.

Кроме того, при планировании маршрута и дневных переходов следует учитывать силу и направление ветра. Нам повезло с погодой, на протяжении всего маршрута было безветренно и ясно. Однако, это скорее исключение, чем правило. При сильном встречном ветре движение может быть существенно затруднено.

 

ЗАБРОСКА

Утром приехали в Петрозаводск поездом Москва-Мурманск. От вокзала автобусом №12 доехали до остановки "Петровский завод" и через проходную яхтклуба вышли на лед.

 

МАРШРУТ

24.02.17. День 01.

30,2 км.

Вышли на лед, переоделись, погрузили саночки и около 11:00 пошли в сторону Ивановских островов.

Погода прекрасная, солнечно, на солнышке припекает, даже жарко. Лед покрыт слоем снега, следов от снегоходов не много, выбираем те, которые идут в нужном нам направлении. Идти по такому следу и, тем более, тащить саночки проще, чем по целине.

Доходим до Ивановских островов. Тут скопление рыбаков, с некоторыми из них перекидываемся несколькими словами, они желают нам удачи, и мы идем дальше.

На Кайвострове решаем передохнуть и пообедать. Надо сказать, что это была не самая лучшая идея, т.к. впоследствии выяснилось, что это было самое ветреное место.

Отдохнув, перекусив и продрогнув идем дальше, держа курс на маяк Монак, расположенный на одноименном острове. От Ивановских островов его видно в виде маленькой палочкой, торчащей на горизонте. Отсюда до него идти 10 км. Отдельные следы снегоходов по мере продвижения в сторону маяка сливаются в приличную дорогу.

Часа через 3 доходим до маяка. Маяк окружен стеной торосов, высотой метра 3. Место не очень приятное: все хаотично укатано снегоходами, но лед треснувший, много сырого, еще не замерзшего снега. Стараемся поскорее отсюда свалить...

В нужном нам направлении - на северное окончание Большого Леликовского острова, отходит всего один след, по нему-то мы и идем дальше.

Постепенно начинает смеркаться. Выходим на большую, широкую, хорошо укатанную дорогу. Идти по ней - большое удовольствие, санки хорошо катятся. Становится совсем темно. Я не сторонник хождения по льду в темное время суток и никого не призываю это делать. Но, в данном случае, мы решили еще пройти по ледяной дороге с фонарями в темноте: на дороге много свежих следов от прошедшей недавно техники, и была уверенность, что лед хорошего качества.

В 21:30 решили ставить палатку, пройдя чуть более 30 км. Отошли от дороги и, убедившись в отсутствии рядом трещин и торосов, ставим палатку. Снег уплотняем лыжами, альпинистскими ледобурами проделываем отверстия для колышков во льду. Все, палатка стоит, залезаем в нее, греемся и готовим ужин.

01. Колея от снегохода в сторону Ивановских островов.
02. Онежское озеро.
03. Маяк Монак можно разглядеть на горизонте.
04. Торосы.
05. Торосы.
06. Торосы.
07. Маяк Монак в окружении торосов.

 

25.02.17. День 02.

24,5 км.

Утром встали около 5 часов. Еще темно. Ночью, как ни странно, холодно не было, и, несмотря на ранний подъем, даже удалось хоть как-то выспаться. В палатке на примусе начинаем топить снег для завтрака и чая.

Как раз к тому моменту, когда мы закончили завтрак, и все термосы были заполнены горячим чаем, окончательно рассвело, и мы наконец-то выбрались из палатки. Картина, окружавшая нас, была достаточно необычной: в воздухе висела какая-то необычная дымка, на востоке розовело встающее солнце. С другой стороны, где-то вдалеке, непонятно насколько далеко, светили фары каких-то транспортных средств, пытаясь пробиться сквозь дымку. Из-за этой же дымки было абсолютно не видно, где находится линия горизонта, и поэтому казалось, что лед озера переходит непосредственно в небесную твердь...

Но вот, пока мы собирались, солнце поднялось выше, а вместе с ним нехотя отступила мгла. На горизонте на востоке стала читаться береговая линия. Выйдя на дорогу, укатанную снегоходами и машинами с огромными колесами, продолжаем идти в сторону суши. По укатанной дороге идется неплохо, светит солнышко, и настроение у нас прекрасное. Иногда нас обгоняют снегоходы, суда на воздушной подушке и машины с большими колесами.

Добираемся до Гарницкого маяка и огибаем южную оконечность Большого Леликовского острова. Место тут не очень хорошее: торосы, под снегом встречается вода, выступающая на поверхность льда через трещины. Идем с предельной аккуратностью, соблюдая дистанцию и придерживаясь свежих следов снегоходов. Нырнуть в какую-нибудь промоину - совсем не входит в наши планы. Большинство транспортных средств уходят куда-то восточнее, в основном попадаются следы от судов на воздушной подушке. Вместе с буранами и большеколесными машинами куда-то делась и хорошо укатанная дорога. Теперь до самих Кижей нам предстоит идти по рыхлым следам судов на воздушной подушке и одиноких снегоходов.

Достигнув южной оконечности Большого Леликовского острова, выходим на берег. Где-то тут на карте ОСМ, в каких-то 50 метрах от нас, отмечено место для стоянки. Искать его нам неохота, т.к. примерно там наметён большой сугроб. Мы же устраиваемся на обед и отдых под деревом. Тут выяснили, что потеряли термос. Наверное, когда у нас перевернулись санки на одном из тросов, он выскользнул из-под резинки. Но возвращаться несколько километров назад мы не решаемся: световой день короткий, а нам еще предстоит много пройти. Время нужно экономить.

После обеда погода портится, солнце прячется за тучи. Вот-вот пойдет снег. Дорога тоже ухудшается: остаются только следы от воздушных подушек. Следы от снегоходов не всегда идут в нужном нам направлении, да их еще и поискать нужно... В какой-то момент все снова погружается в какую-то мглу. Освещение становится настолько тусклым и рассеянным, что разобрать на поверхности снега невозможно вообще ничего. Не видно ни следов, ни ям, ни торосов. Но, слава Богу, это ненадолго.

Подходим к Сенной бухте. Большинство людей, передвигающихся тут на льду, стараются не выходить на фарватер и всячески избегать узких проливов - вероятность того, что лед будет подмыт течением, очень высока, следовательно, велик риск провалиться под лед. Однако, в этот год долго стояли морозы, и мы рискнули пройти до Кижей кратчайшим путем. К тому же, часто встречающийся свежий след снегохода, вселял в нас уверенность, что лед надежен.

Около Сенной Губы встретили рыбака Михаила, ловившего рыбу. Спросили его про опасные участки на нашем пути. Он успокоил, сказал, что лед толстый, выдержит, рассказал про пару неприятных участков и посоветовал держаться следа снегохода. Он настоятельно приглашал на берег к костру попить чаю, но нам пришлось отказаться - скоро стемнеет, а нам надо еще идти и искать место для ночлега. Прощаясь, рыбак предупредил нас, что ветер к вечеру усилится, и рекомендовал вставать на острове с подветренной стороны. Благодарим его, на всякий случай обмениваемся телефонами и идем дальше.

Через несколько километров нас догоняет судно на воздушной подушке. Остановившись рядом с нами, из него вылезает водитель и предлагает подброситься оставшиеся 7 км до Кижей, т.к. идет туда порожняком. Соблазн велик, но мы отказываемся и идем еще примерно километр, после чего заночевываем на одном из островов. Палатку ставим еще засветло.

08. Восход Солнца.
09. Дорога через торосы.
10. Гарницкий маяк.

 

26.02.17. День 03.

6,1 км.

Проснулись, когда уже рассвело. Т.е. будильника не услышали и все проспали. Палатка изнутри и спальник снаружи были покрыты толстым слоем инея. Наверное ночью температура была около -20, но, несмотря на это, нам было тепло, и мы хорошо выспались.

Стараемся как можно быстрее собраться, вскипятить воду и позавтракать. Погода сегодня прекрасная: небо чистое, солнечно.

Выходим на маршрут. Как и вчера, стараемся придерживаться кратчайшего пути до Кижей и к обеду без приключений добираемся до финиша.

Немного перекусив покупаем билеты на посещение музея (500р с человека), попутно пытаемся выяснить, как можно выбраться в Великую Губу. Оказалось, это не такое уж и простое дело. Весь транспорт, пребывающий сюда (воздушные подушки, снегоходы) уже укомплектованы пассажирами и возвращается в Петрозаводск. Вот тут-то нам и пригодился телефон нашего нового знакомого Михаила. Позвонив ему, через некоторое время удается решить вопрос нашей выброски в Великую Губу. Михаил дал нам номер местного художника - Андрея, который на своем Буране готов вывезти нас в цивилизацию. А сейчас прогулка по музею.

Выбравшись в Великую Губу, по совету знакомых кайтеров селимся в гостевом домике. Там же вечером знакомимся с врачом из Санкт-Петербурга, путешествующим в одиночку на машине. Он то, утром следующего дня, и подбрасывает нас до Медвежьегорска, где мы садимся на поезд и утром приезжаем в Москву.

11. Утро на стоянке [C02].
12. Стоянка [C02].
13. Деревни на берегах по пути к Кижам.
14. Финишная прямая до Кижей.
15. Кижи.
16. Кижи.

 

ВЫБРОСКА

  • Из Кижей до Великой Губы можно добраться на снегоходе, договорившись с местными. Где-то в районе Сенной Губы на турбазе есть машина с большими колесам (шишкотряс).
  • Из Великой Губы в до Медвежьегорска, и далее в Петрозаводск ходит маршрутка. Через Великую Губу проходит около 7:00

 

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Расценки на транспорт:
    • Буран - около 3500 р.
    • Судно на воздушной подушке - 15000 р за рейс, чем больше народу, тем меньше платить каждому.
    • Машинки с большими колесами (шишкотряс) - не узнавали.
  • Для страховки на льду каждый участник был снабжен шильцами (у рыбаков они называются спасалки) и веревкой 20 метров, на одном конце которой была привязана поперечная палка.
  • Подробная статья по технике безопасности на льду.
  • Ледовая обстановка на сайте NASA.
  • Прогноз погоды с учетом силы и направления ветра в разных точках Онежского озера на сайте ежегодного кайт-марафона ТрансОнего.

Сейчас 56 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте