"Памирская развилка" - р.Обихингоу - к.Тавилдара - к.Калайхусайн - к.Инкух - к.Сайдон - к.Сагирдашт - к.Чухкак - Камчак - пер.Хабуработ - к.Деу - к.Хумбивари - к.Калайхум - к.Zingrogh - к.Рузвай - к.Кеврон - к.Курговад - к.Даштак - к.Баравни-Таг - к.Шипад - Дех - к.Калот - к.Вознавд - Шидз - Дерушан - Бахрушан - Дерзуд - Рушан - к.Пастхуф - к.Чошкандез - к.Сохчарв - к.Дирьемж - к.Бувед - Хорог - к.Риджист - к. Тавдем - к. Миденшавр - к. Занудж - к. Шохиризм - к. Дирум - к. Табарсем - к. Советобад - к. Джараджан - к. Нимос - к. Шошбувад - к. Рубот- к. Джавшангоз - пер. Кокбай - пер. Кой-Тезек - пер. Тагаркаты - пер. Харгуш - оз. Булункуль - оз. Яшилькуль - к. Аличур - пер. Найзаташ - к. Мамазаир - пер. Джаман-Тал - Мургаб - к. Рабатакбайтал - пер. Акбайтал- к. Kарoкуль - пер. Уй-Булак - пер. Кызыл-Арт - к. Сары-таш - к. Сары-Могол - к. Сары-таш - пер. 40-лет Киргизии - пер. Талдык - к. Ак-Босого - к. Сопу-Коргон - к. Кунелек - к. Кызыл-Коргон - Гульча - к. Таш-Короо - пер. Чыйырчык - к. Суттюу-Булак - к. Бек-Джар - к. Лангар - к. Кара-Эчки - к. Башбулак - Ош
На конкурсе "Путь-2017" отчет занял 2 место в
номинации "Лучший отчет"
Участники: | Сергей Антольевич Ольга Кузнецова . |
Время проведения: | 16.06.17 по 04.07.17 |
Длительность: | 19 дней. |
Протяженность: | 1241 км. |
Суммарный набор высоты: | 20661 м. |
Амплитуда высот: | 3713 м. |
Минимальная высота: | 958 м. |
Максимальная высота: | 4671 м. |
Сокращения: ППХ - правый по ходу движения, ЛПХ - левый по ходу движения, ПОР - правый орографически, ЛОР - левый орографически. - в [квадратных скобках] указаны названия точек, координаты которых указаны в конце отчета. Значения высот приведены по показаниям GPS.
Примечания: Написания названий населенных пунктов взяты с карт Генштаба, OSM и Google maps. В (круглых скобках) указаны иные написания для данного населенного пункта.
Следует иметь ввиду, часть маршрута проходит по узким ущельям и каньонам, в силу специфики работы GPSа в таких местах, трек может записываться с большой погрешностью, с большой погрешностью может определяться и высота. На приведенных графиках высоты коррекция этих ошибок произведена не была.
ЗАБРОСКА-ВЫБРОСКА
Туда: авиаперелёт Москва-Душанбе с пересадкой в Екатеринбурге (Уральские авиалинии). Покупали билеты на прямой перелёт, но Уральские авиалинии отменили рейс, пришлось лететь с пересадкой.
Из Душанбе было принято решение заброситься на машине до "Памирской развилки". Можно начинать сразу из Душанбе и проехать 180 км своим ходом, потратив дополнительные 2 дня, но в связи с ограниченными сроками мы решили организовать заброску. За машину турфирма с нас взяла 200$.
Обратно: авиаперелёт Ош-Москва (Уральские авиалинии).
Уральские авиалинии разрешают бесплатный провоз велосипеда, если он не превышает норму багажа и определенную сумму измерений по габаритам. В этих то габаритах и была существенная загвоздка. Для того чтобы велосипед попал в определенные габариты по высоте, ширине и толщине, пришлось изрядно попотеть и поразбирать велосипед. С поставленной задачей мы полностью справились, хотя в аэропортах никто у нас эти размеры не измерял, но нужно иметь ввиду, что в интернете есть отчеты, в которых представители Уральских авиалиний очень даже придирались к этим самым размерам.
Упаковка велосипеда к перелету Уральскими авиалиниями.
16.06.17 День 01.
40 км.
сумм. набор: 879м, сумм. сброс: 640м,
мин. высота: 1301м, макс. высота: 1549м.
Аэропорт Душанбе - автозаброска до "Памирской развилки" - р. Обихингоу (Obikhingou) - С01
Рано утром доезжаем на автомобиле до "Памирской развилки" и останавливаемся напротив поста милиции, там где дорога М41 превратившись в раздолбанную грунтовку поворачивает на юго-восток, а нормальное шоссе под названием А372 продолжает свой путь к границе с Киргизией. Разгрузив машину под каким-то полузаброшенным навесом собираем наши велосипеды.
Собрав велосипеды и перепаковав вещи, идем в вагончик поста милиции. На каждом посту милиции на дорогах Таджикистана всех проезжающих мимо в обязательном порядке записывают в журнал. Милиционер переписывает наши паспортные данные, после чего желает нам счастливого пути и вручает небольшую дыню, вытащив ее откуда-то из под стола ловким движением профессионального престидижитатора.
Закончив формальности с милицией, около 10:00 выходим на маршрут. Солнце к этому времени начинает изрядно кочегарить, а мы изрядно потеть.
Перейдя на противоположный берег какой-то безымянной речушки - притока р. Обихингоу (Obikhingou) через жутко раздолбанный покосившийся мост, дорога заскакала вверх-вниз, заставляя нас под лучами все сильнее и сильнее жарящего солнца изрядно потеть на подъемах, практически не замечая спусков.
Этот участок пути оказался несколько труднее, чем мы рассчитывали, плюс сказывались отсутствие акклиматизации и две практически бессонных ночи перед началом похода. Ехать было тяжело.
Около 12:30, когда температура воздуха достигла около +42, мы решили отдохнуть, перекусить и переждать жару под густой тенью какого-то дерева растущего рядом с дорогой в каком-то небольшом безымянном кишлаке. Не успев достать все необходимое для перекуса, замечаем приближающегося бородача в характерной серой хламиде. Подойдя к нам, он очень вежливо здоровается и, признав в нас россиян, очень радуется встрече и приглашает к себе в дом отдохнуть и пообедать. Немного подумав, соглашаемся и, собрав вещи, идем к нему.
По дороге мужчина нам рассказал, что этим путем часто проезжают иностранные туристы на велосипедах и мотоциклах, но поговорить с ними по душам у него не получается, мешает языковой барьер. За разговором о былой и настоящей жизни, о Советском Союзе, о поездках и прочем время пролетает незаметно, и около 15:00, сердечно поблагодарив хозяина за прием, едем дальше...
Жара постепенно спадает, но все равно ехать тяжело, и мы плетемся от ручья к ручью, постоянно пополняя запасы воды, которые все время расходуются, и борясь с перегревом организмов, замачивая футболки и банданы и засовывая голову под струи холодных горных ручьев.
В начале 8-го вечера встаем на ночлег за редким кустарником, немного отойдя от дороги. Чуть дальше по дороге виден мост через речку, но вода в ней мутная. Для приготовления пищи пользуемся своей водой, припасенной заранее.
17.06.17 День 02.
45 км.
сумм. набор: 1201м, сумм. сброс: 402м,
мин. высота: 1507м, макс. высота: 2328м.
С01 - к. Тавилдара - к. Калайхусайн (Qalai Husein ) - к.Инкух - к. Сайдон (Saidon) - С02
Подъем в 5:00. Уже светло, небо ясное, и даже немного прохладно... В общем, кайф.
Не спеша завтракаем и собираемся. Замечаем спущенное колесо на одном из велов. Приходится перебортовываться.
Около 7:30 выходим на маршрут. Дорога, как и вчера, прыгает вверх-вниз, но сегодня едется чуть легче.
Проезжаем кишлак Тавилдара, дети с разных сторон бегут к нам с воплями "Hello, hello!!" Знакомая картина. Хорошо камнями не кидаются...
К обеду доехали до моста [BRGAVT01] через р. Обихингоу (Obikhingou). Название Обихингоу, кстати, переводится как "мутная река", буквально - "серая вода" (https://dic.academic.ru/), что полностью соответствует действительности.
При нехватке времени на прохождение маршрута, до этого места можно подброситься на автомобиле, доплатив, как правило, еще около 100$ турфирме. Дальше турфирмы, вроде, не возят.
Вскоре после моста дорога переходит по мосткам через левый приток р. Обихингоу и идет еще около 5 км по ЛОР берегу р. Обихингоу. Недалеко от мостков на выезде из кишлака - милицейский пост, но сейчас там никого нет, наверное, сотрудники ушли обедать, и мы без задержки его проезжаем.
Примерно через 5 км после моста дорога поворачивает на юго-восток и уходит от р. Обихингоу и начинает свой неспешный подъем вдоль речки Сарыоб под перевал Хабуработ. Ну а мы, найдя большое дерево с густой кроной, прячемся в его тени и устраиваемся на обед и сиесту прямо у дороги, ибо солнце уже печет нещадно.
Отобедав и отдохнув, в начале третьего отправляемся дальше. Проезжаем кишлак Калайхусайн (Qalai Husein). Примерно через 3 км после кишлака дорога упирается в свежесмытый мост, который висит над мощной струей воды, съехав одной стороной с опор вниз. Однако чуть дальше за ним сделан небольшой деревянный мостик, который вполне выдержит человека с груженым велосипедом, а, возможно, даже и мотоцикл. По этому-то мостику мы и переправляемся на другой берег.
Тут же чуть далее развилка: на ЛПХ уходит дорога, отмеченная на карте OSM как дорога М41, по которой, судя по всему, в свое время прошла группа Томаса. Сейчас поперек этой дороги лежат несколько камней, говоря о том, что ехать туда по каким-то причинам не стоит. Да и вид у нее какой-то не сильно укатанный. На ППХ уходит более наезженная дорога. На указателе "САГИРДАШТ" кто-то нарисовал значёк со стрелочкой, намекающий, что людям с велосипедом стоит ехать туда. Покопавшись в карте и выяснив, что обе дороги соединяются под перевалом, решаем немного изменить запланированный маршрут и поехать по безымянной дороге, на которую указывает маркер.
Далее крутизна дороги увеличивается, качество ее становится хуже, но от этого менее красивым окружающий ландшафт не становится: стекающие по склонам ручьи и образуемые ими водопады весьма привлекательны.
На ночлег останавливаемся рядом с рекой, у кишлака Сайдон (Saidon), который находится наверху на пупыре.
Вечером, с дороги к кишлаку кто-то светил ярким фонариком на палатку, но в гости так и не пришел, наверное постеснялся...
18.06.17 День 03.
53 км.
сумм. набор: - м, сумм. сброс: - м,
мин. высота: 1269м, макс. высота: 3260м.
С02 - к. Сагирдашт (Sagirdasht) - к. Чухкак (Chukhkak) - Камчак (Kamchak) - дорога М41 - пер. Хабуработ (3252 м) - к. Деу (Zev) - к. Хумбивари (Khmbi Vali) - к. Калайхум (Qalai - Khumb) - к. Zingrogh - C03
Подъем в 4:00, выход в 6:30.
Медленно ползем по дороге в сторону перевала, огибая овраги и ручьи. Несколько непротяженных отрезков приходится преодолевать пешком. На одним из поворотов встречаем толстый слой еще не растаявшего снега.
К 12:00 добираемся до перевала Хабуработ (3252 м), на котором совершенно неожиданно стоит автобусная остановка, оставшаяся с советских времен. Автобусы правда уже давно не ходят...
Делаем фотографии и начинаем спуск. Дорога плохого качества, разбита, щебенка. Спускаемся, петляя по живописному ущелью р. Обихаран. На спуске очень красивые виды, это место, однозначно, достойно посещения...
Спускаясь вниз замечаем в скале небольшую пещеру и решаем рядом с ней остановиться на обед и отдых. Пещера оказалась весьма кстати, т.к. не успели мы вскипятить чай, как из набежавших туч пошел сначала дождь, потом случилась гроза и на закуску - залп града размером с горох. Пережидать погодную напасть в пещере - одно удовольствие.
Виды, открывающиеся вокруг нас, прекрасные, но я чувствую недомогание, которое со временем стало усиливаться. На фоне жары и того, что после грозы начало не по-детски парить, стало совсем хорошо... Ну и, естественно, ко всему прочему, когда вокруг не было ни единого деревца или даже маленького кустика, отбрасывающего тень, пробиваю колесо. Приходится перебортовываться, поливая голову уже совсем не холодной водой из бутылки. Но вот ремонт закончен, и мы едем дальше, дорога выполаживается и покрывается асфальтом.
Выехав на берег р. Обихумбод (Obikhumbod), оказываемся у погранпоста [POL01]. Скучающий пограничник долго переписывает данные наших паспортов, с трудом понимая, что там вообще написано.
Далее катимся резво вниз под горку, любуясь порогами на р. Обихумбод.
В кишлаке Калайхум (Qalai - Khumb) большой указатель на Хорог и толпа зазывал, заманивающих в гостиницы. Проезжаем весь этот базар и едем вдоль берега р. Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном, поглядывая на заграничную жизнь по ту сторону реки.
Вскоре встаем на ночлег в кишлаке Zingrogh в небольшой гостинице на территории бывшей погранзаставы за 50 сомони (примерно 6$) с человека с завтраком, чаем и стиральной машиной - полуавтоматом... Мне плохо: слабость, температура, озноб. Валяюсь на кровати, отпиваюсь чаем, на кишечную инфекцию не похоже.
19.06.17 День 04.
75 км.
сумм. набор: 1238 м, сумм. сброс: 863 м,
мин. высота: 1265м, макс. высота: 1656м.
С03 - к. Рузвай (Rzvay) - к. Кеврон (Kevrun) - к. Курговад (Krgovad) - к. Даштак - С04
Проснулся в 4:30. Прислушавшись к внутренним ощущениям, понял, что хворь прошла, и чувствую себя совершенно здоровым и сильно голодным. Видать, это акклиматизация прошла столь жестко.
Умывшись, позавтракали в столовой яичницей с сосисками и около 6:30 покинули сей гостеприимный кров и поехали дальше. Утренние часы самые приятные - хорошо, свежо, не душно и не жарко.
Первую половину дня часто едем в тени от вертикальных скал...
Через 2 км от места ночевки от дороги отходит боковая дорожка на ЛПХ [TLKARON], которая приводит к руинам древнего города Карон (подробнее читать тут). Место, по-видимому, достойное посещения, но так как мы отстаем от запланированного графика, приходится эту достопримечательность проехать мимо.
Где-то около кишлака Кеврон (Kevrun) в магазине покупаем кое-какие продукты, пьем холодные напитки из холодильника...
Качество дороги ухудшается, небольшие подъемы чередуются спусками... Дело близится к обеду, уже хочется скрыться в тени на несколько часов, перекусить и отдохнуть... Но, как на зло, все кишлаки куда-то запропастились.
Но вот, наконец мы добираемся до кишлака Курговад (Krgovad). В его центре растет огромное дерево, дающее хорошую тень, тут же течет ледяной ручей [SHP01], в котором хозяин близлежащего магазина охлаждает ящики с напитками, но столовая по причине случившегося поста не работает. Старожилы сидящие в тени, посоветовали проехать еще 1-2 км и перекусить на автозаправке [DN04], столовая при которой работает всегда.
Так мы и сделали, на заправке отвисали почти до трех часов дня, поглощая чайнички с чаем, валяясь за дастарханом и ненавязчиво беседуя с дальнобойщиками, гоняющим фуры в Китай.
После едем дальше, дорога лучше не становится, но ущелье становится уже. Встречаем группу из трех американцев, которые едут выпучив глаза навстречу нам со словами: "А где же тут ущелье расширяется? Мы хотим поставить лагерь!" Вид у них колоритен. На таком неимоверно жарком солнце они едут с голыми руками и ногами, и вид имеют не то чтобы загорелый, а уже просто какой-то"вяленый".
Набрав в кишлаке Даштак воды [W06], по совету местного жителя сразу за кишлаком на поле с ППХ встаем на ночлег, выбрав неприметный угол в кустах, сразу у дороги [С04]. Это оказалось ошибкой. Другой местный житель, которому это поле принадлежит, не заметил нашу палатку в сумерках и, где-то наверху пустил воду в арык, который это поле орошает, так что утром наша палатка оказалась стоящей посреди огромной лужи в окружении плавающих вещей. Хорошо, что у палатки качественное дно, и мы только ощутили себя на колышущейся под палаткой поверхности воды. Так что утром пришлось срочно все перетаскивать на сухое место.
Еще с вечера в темноте подъехала пара парней из Норвегии, один из них, помоложе, сообщил, что 27 февраля выехал из дома в Норвегии и вот доехал пока сюда. Куда он едет дальше, я даже не стал спрашивать...
20.07.17 День 05.
96 км.
сумм. набор: 2066 м, сумм. сброс: 1730 м,
мин. высота: 1550м, макс. высота: 2203м.
С04- к. Баравни-Таг (Baravni Tag) - к. Шипад (Shipad) - Дех (Deh) - к. Калот (Qalot) - к. Вознавд (Vaznavd) - Шидз (Shidz) - Дерушан - Бахрушан (Barushan) - Дерзуд (Derzud) - C05
Продолжаем ехать по все такой же плохой дороге, все также она то карабкается вверх, преодолевая скальные прижимы, то спускается вниз к самой воде.
Примерно через 8,5 км после места ночлега но новому мосту проезжаем через речку Ванч, тут же пост милиции, где снова переписывают наши паспортные данные. За мостом небольшой перевал [MINIPASS ] с набором около 100м.
Все время пока мы едем вдоль р. Пяндж я с любопытством смотрю на противоположный афганский берег. Особенно мне интересны скалистые прижимы. Несколько лет назад можно было частенько увидеть овринги (узкая горная тропа, пропасть, обрыв - тадж.) - нависающие на большой высоте над поверхностью воды рукотворные тропы. В отвесную скалу вбиваются деревянные колья, между ними поперек укладываются и переплетаются ветви и все это засыпается грунтом - тропа готова (подробнее тут). Говорят, что если на такой тропе встретятся два ишака, одному из них лететь вниз, разойтись они не смогут... Последнее время при американском финансировании идет строительство дороги вдоль Пянджа и овринги практически исчезли. Но вот на этом участке нашего пути есть несколько мест, где они сохранились.
Последние километров 20 долина реки расширяется, на дороге появляется асфальт и она становится практически ровной, ехать тут - сплошное удовольствие.
На обед и обеденный отдых встаем в чайхане и, по традиции, валяемся за дастарханом пару часов, попивая чай и пережидая самые знойные часы. После чего продолжаем наше путешествие.
Уже начало смеркаться, когда случился прокол, и мы, наконец-то, нашли место на для ночлега на дамбе между арыком и чьим-то полем. До этого места стоянку не могли найти достаточно долго - сплошные заборы из колючей проволоки.
На ужин пожираем арбуз ложками под звездным небом, просто разрезав его на две половинки. В темноте приходил местный, что-то ему надо было на его куске поля. Поздоровался, перекинулся с нами несколькими словами и, пожелав хорошего отдыха, растворился в темноте. Нигде я еще не встречал такого странного сочетания гостеприимства и ненавязчивости в общении, как тут.
21.07.17 День 06.
67 км.
сумм. набор: 481 м, сумм. сброс: 367 м,
мин. высота: 1976м, макс. высота: 2122м.
С05 - Рушан (Rushon) - к. Пастхуф (Pastkhuf) - к. Чошкандез (Choshtkandez) - к. Сохчарв (Sokhcharv) - к. Дирьемж (Yomj) - к. Бувед - Хорог (Хоруг) - С06
Выход в 7:00. Едем по асфальтовой дороге, асфальт хоть и разбит, но ехать по нему существенно приятнее, чем по разбитой гравийке, по которой мы ехали предыдущие несколько дней.
За мостом через р. Бартанг (Bartang) пост милиции и традиционное переписывание паспортных данных.
По дороге встречаем парочку немцев, едущих в Бишкек. Какое-то время едем вместе. Проезжаем озера с бирюзовой водой и стайками плавающих рыбок и огромный грот, в который может заехать грузовик.
Обедаем на обочине у дороги, спустившись вниз к воде. Точек общепита на подъезде к Хорогу нет.
После обеда, часам к 15:30 приезжаем в Хорог, и на въезде в город посещаем местный ОВИР, чтобы оформить регистрацию. Закончив дела с регистрацией, селимся в хостел, после чего идем пополнять запасы провизии, прогуливаемся по саду в черте города. В саду есть публичный пруд-бассейн, в котором купаются молодые парни.
Вечером болтаем в хостеле с коллегами - российскими велотуристами. Один из них, Алексей Самбуров, едет из Калининграда во Владивосток. Свой велопробег Алексей посвятил сбору денег для благотворительного фонда "Подари жизнь", который помогает онкобольным детям (https://friends.podari-zhizn.ru/node/1155). В дальнейшем мы еще несколько раз пересекались с ребятами на маршруте.
22.06.17 День 07.
66 км.
сумм. набор: 1038 м, сумм. сброс: 263 м,
мин. высота: 2089м, макс. высота: 2902м.
С06 - к. Риджист (Rijist) - к. Тавдем - к. Миденшавр - к. Занудж (Zanuj) - к. Шохиризм (Shohirizm) - С07
Из Хорога есть два основных пути, по которым путешествующий народ отправляется дальше. Один из низ проходит по дороге М41 вдоль реки Гунт через кишлак Джелонди (Jelondy), известный своей близостью к горячими источниками. Второй путь идет вдоль р. Пяндж по Таджико-Афганской границе по дороге Е009. Оба эти пути соединяются примерно за 23 км до кишлака Аличур. Мы же не ищем легких путей и от Хорога решили отправиться совсем малохоженным третьим путем - по безымянной дороге, начинающейся около Памирского ботанического сада вдоль реки Шахдара, через перевал Кокбай, с последующим выездом на дорогу М41.
Итак, выезд из гостиницы около 7:00. Переезжаем на ЛОР берег р. Гунт по мосту [BRGAVT07] в центре города. Река Гунт берет свое начало из озера Яшилькуль, у которого мы окажемся через несколько дней, но об этом позже...
После моста, на первом Т-образном перекрестке поворачиваем на ЛПХ и едем в сторону ботсада (если повернуть на ППХ - то окажитесь на дороге Е009 и продолжите путешествие вдоль Пянджа).
Выехав за город, мы оказались у моста через реку Шахдара - самого крупного притока р. Гунт. Тут же находится милицейский пост, где, помимо традиционного записывания наших паспортных данных в амбарную книгу, у нас спрашивают все имеющиеся документы: пропуск в ГБАО и регистрацию (в какой-то момент мне стало интересно, насколько нужны на самом деле все эти регистрации и пропуска, и я решил предъявлять их только в том случае и только те из них, которые непосредственно потребуют показать).
Метров через 700 после моста - въезд в Памирский ботанический сад - самый высокогорный парк на постсоветском пространстве и второй по высоте над уровнем моря в мире после ботанического сада Непала. Расположен на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря (2320 - 3500 метров) (подробнее читать тут).
Далее едем по асфальтовой дороге. Она местами раздолбана, но после Памирского тракта все равно ехать по ней - одно удовольствие. Дорога идет то по одному берегу, то по другому, постепенно набирая высоту, набор не утомительный.
Обедаем снова на обочине: рядом с дорогой оказалась протока, к которой мы спустились, спрятавшись в кустах от посторонних глаз и солнца [DN07].
В кишлаке Занудж (Zanintz) заходим в магазин [SHP03] с крайне скудным ассортиментом. Вскоре после магазина асфальт заканчивается.
В кишлаке Shohirizm нас встречают памирские дети и их молодой отец. Перекинувшись парой слов и узнав, что мы из России, нас приглашают в гости на чай. Памирские домики отличаются от виденных нами ранее таджикских, обязательным их атрибутом является специальное окно в крыше. Домик очень бедный, но чистый, чая у хозяина не оказалось, но нас угощают вкусным молоком, каймаком и черствой, словно кусок вулканической пемзы, лепешкой. Никто тут не тяготится своей беднотой, люди умеют радоваться тому, что имеют и не жаловаться - нам есть чему поучиться. Хозяин выглядят самодостаточным и в меру своих сил старается быть гостеприимным.
Погостив около часа, продолжаем наш маршрут. После впадения ПОР притока дорога уходит в красивый каньон из крутых красных скал. На ночь встаем в расширяющейся части каньона на песчаной площадке с деревьями.
23.06.17 День 08.
63 км.
сумм. набор: 967 м, сумм. сброс: 288 м,
мин. высота: 2870м, макс. высота: 3575м.
С07 - к. Дирум (Dirum) - к. Табарсем (Tabarsem) - к. Советобад (Savetobod) - к. Джараджан (Jarajan) - к. Нимос (Nimos) - к. Шошбувад (Shoshbuvad) - к. Рубот (Rubot) - к. Джавшангоз (Javshangoz) - С08
Выход в 7:00. Продолжаем ехать вдоль р. река Шахдара. Почти сразу от места стоянки начинается крутой подъем в обход скальных прижимов. Но вот он закончился, и мы оказываемся у источника с ППХ стороны от дороги. Пить из него не следует, т.к. вода в нем солоноватая. Питьевая же вода есть в источнике на другом берегу, куда можно пройти по мостику [TW] из нескольких досок и поднявшись метров 10 выше по течению.
Далее дорога идет более или менее полого между красных скал узкого ущелья, то по его дну, то по верху. Но деревьев становится все меньше и меньше, и к обеду по сторонам дороги остаются одни кустарники.
Обедать приходится у дороги за каким-то кишлаком, скрывшись от солнца в жидкой тени ивы.
После обеда за кишлаком Рубот (Rubot) дорога делает петлю на север, огибая впадение реки Дузахдара Южной (Дузахдара - "адское ущелье") в реку Шахдара, хотя сама Шахдара где-то тут меняет свое название на Джавшангоз. Ущелье тут расширяется, а с огибающей дорожной петли при хорошей погоде открывается вид на пики Маркса и Энгельса. Внизу же видны развалины какой-то крепости.
Доезжаем до кишлака Джавшангоз (Javshangoz), это последний кишлак на пути к перевалу, после него начинается неважная грунтовка с вкраплениями булыжников, езда по которой -настоящее испытание для "пятой точки".
На ночлег встали в 19:00 на зеленой лужайке рядом с водой.
24.06.17 День 09.
40 км.
сумм. набор: 954 м, сумм. сброс: 609 м,
мин. высота: 3567м, макс. высота: 4248м.
С08 - пер. Кокбай (Maysara) 4243м - брод через р. Южный Тогузбулок - дорога М41 - С09
Выход в 7:10. Почти сразу начинается набор высоты по ПОР борту долины р. Джавшангоз.
Примерно через 4 км от места ночевки дорога поворачивает на север и отходит от реки р. Джавшангоз, продолжая подниматься вверх теперь уже вдоль р. Кокбай. Отсюда открывается вид на пики Маркса и Энгельса. Википедия говорит, что пик Карла Маркса является высшей точкой Шахдаринского хребта (6726 м). Первоначальное название пика - пик Царя Миротворца - было дано в конце XIX века кем-то из первых русских исследователей южной части Памира в честь императора Александра III. В советское время пик переименован по имени теоретика коммунизма Карла Маркса. Высота пика Фридриха Энгельса достигает 6510 м. Первоначальное название вершины - пик Императрицы Марии было дано в конце XIX века одним из русских исследователей Памира в честь жены императора Александра III Марии Фёдоровны. В советское время пик был переименован в честь другого теоретика коммунизма -Фридриха Энгельса.
Дорога здесь каменистая, везде можно ехать, но не везде комфортно.
Примерно через 9 км по свежепостроенному деревянному мосту [BRGAVT02] переходим ЛОР берег р. Кокбай. На карте в этом месте отмечен брод чуть ниже по течению.
В точке [BRGAVT03] снова автомост который возвращает нас на ПОР берег.
Еще немного набора и выкатываемся на плоскогорье. К турику, которым отмечена перевальная точка перевала Кокбай [PASSKOKBAY] подъезжаем около 12:00. Отсюда открывается вид на озеро Кокбай. Делаем фото и едем дальше по плотно укатанной грунтовке.
Начав спуск, пересекаем несколько ручьев и подъезжаем к броду через реку Южный Тогузбулок [FRD02]. В реке течение быстрое, на дне отдельные валуны размером с пару футбольных мячей и больше, глубина по самую пиписку.
Разгружаем велы и в несколько ходок переносим все на другой берег. Каждый велосипед переносим вдвоем - один человек несет велосипед, второй страхует и придерживает несущего.
После прохождения брода тут же у реки перекусываем на небольшом клочке зеленой травы.
После перекуса продолжаем спуск, который становится круче, а качество дороги заметно ухудшается, часто встречаются промоины и камни.
Спустившись вниз в долину реки Тогузбулок, делаем большой крюк на север, чтобы пересечь реку по мосту [BRGAVT04] и попасть на дорогу М41. Тут нам пришлось пересечь несколько ручьев стекающих с гор из-под тающих снежников.
Выехав на асфальт и повернув направо, начинаем подъем под перевал Кой-Тезек вдоль реки Тогузбулок. Если же повернуть налево то можно добраться до горячих источников в районе кишлака Джелонди. Дорога тут отменного качества, но это ненадолго.
За мостом через приток Тогузбулока спускаемся к реке и, найдя небольшой ровный, зеленый пятачок, свободный от камней, встаем на ночлег около 16:30. [C09] Оставшееся время отдыхаем и устраиваем постирушку.
25.06.17 День 10.
66 км.
сумм. набор: 671 м, сумм. сброс: 892 м,
мин. высота: 3728м, макс. высота: 4290м.
С09 - пер. Кой-Тезек (Koj-Tezek) 4287м - пер. Тагаркаты (Tagarkaty) 4182 - пер. Харгуш (Hargush) 4069 - грунтовка к оз. Булункуль (Bulunkul) - оз. Яшилькуль - C10
Выходим как обычно около 7:00.
Вылезли обратно на дорогу с места ночевки. Почти сразу красивый ровный асфальт, по которому мы ехали вчера вечером, закончился и началась гравийка, а с приходом гравийки начался набор высоты на перевал Кой-Тезек (Koj-Tezek) 4287м. Дорога теперь идет вдоль реки Гурумды Зап.
За 1,5 часа, с небольшими остановками на отдых залезли на перевал Кой-Тезек (Koj-Tezek) 4287м. Перевал преодолели в седле. После перевала начался спуск по разбитой дороге. Воды тут практически нет, лужи с водой сомнительного качества не в счет.
Спускаемся к мостику, тут первая речка с приличной водой и появляется асфальт и озерца по сторонам дороги. Очень необычно и красиво. Белая соль, выступившая на поверхность почвы, говорит о том, что не вся вода тут пригодна к употреблению в пищу.
Вот появляются ворота с надписью "Мургабская область". Перед ними асфальт заканчивается, правда за воротами начинается снова.
Далее следует подъем на перевал Тагаркаты (Tagarkaty) 4182м. Подъем не очень сложный, но тут у Оли ломается багажник - срезается болт которым крепится стойка багажника. Много времени теряем на ремонт, обломок болта выкрутить не удается, приходится колхозить альтернативный крепеж из металлических пластинок, проволочек и прочего. Но вот ремонт закончен и мы забираемся на перевал.
Примерно через 7 км следующий первал - Харгуш (Hargush) 4069м. Набор высоты на него незначительный. На спуске с перевала Харгуш открывается вид на одинокостоящую скалу и озера около неё, то озеро что слева - Туз-Кель, справа - Сасык-Кель. Если продолжать спуск, то перед ними откроется вид на озеро Чукуркуль. Все эти озера соленые. Озера Туз-Кель и Сасык-Кель часто путают с озерами Булункуль и Яшилькуль, которых с дороги не видно. За скалой и этими озерами протекает река Аличур, вдоль которой завтра мы будем ехать в одноименный кишлак.
По асфальту спускаемся вниз до развилки к озерам Булункуль (подробнее читать тут)и Яшилькуль (подробнее читать тут) и сворачиваем на грунтовую дорогу. Она неважного качества - в основном стиральная доска, сжатая по сторонам скалами, плюс к этому мы попадаем под сильный встречный ветер, но наконец скалы расходятся и ветер стихает.
Подъезжаем к озеру Булункуль, его берега заболочены, рядом какие-то нежилые строения. Много комаров и какой-то мошкары.
Вскоре дорога отходит от озера и залезает на миниперевальчик, в ЛПХ отходят какие-то дорожки, но начитавшись отчетов, мы туда не едем, а едем дальше прямо на невысокое плато урочище Сурмитош, которое хорошо видно. Забравшись на него, подъезжаем к высокому берегу озера Яшилькуль. Предполагается, что озеро образовалось в результате обвала, произошедшего до XIII века. Делаем несколько фотографий, после чего спускаемся вниз к реке Аличур.
Спуск с плато к реке плохой - валуны, приходится идти пешком. Река Аличур мутная, на берегу ничего нет, разве что остатки древней мечети на противоположном берегу, чуть ниже по течению. Но лезть через глубокую реку неохота, остаемся тут на ночлег [C10]. Завтра придется вылезать обратно на плато, т.к. дороги вдоль реки внизу нет.
26.06.17 День 11.
96 км.
сумм. набор: 743 м, сумм. сброс: 472 м,
мин. высота: 3731м, макс. высота: 4145м.
C10 - к. Аличур (Alichur) - пер. Найзаташ (Najzatash) 4145м - к. Мамазаир (Mamazair) - C11
Выход в 7:10. Вытолкали велосипеды обратно на плато и по плато поехали вдоль реки Аличур вверх по течению. Примерно через 800м после места выхода на плато проехали с ЛПХ какие-то строения, типа фермы, хотя непонятно, что в такой пустыне может делать ферма.
Примерно через 3,5 км подъехали к развилке от которой есть спуск с плато к горячему сероводородному источнику [HTSPRNG] недалеко от реки. Оставив велосипеды наверху, сбегали налегке осмотреть эту достопримечательность. Спуск составил 40 м. Источник представляет собой торчащую из земли проржавевшую трубу из-под которой течет ручей с запахом сероводорода, рядом купальня, огороженная от любопытных глаз раздолбанными щитами, вокруг трава покрытая солью. Если есть желание остановиться на ночлег недалеко от источника, имеет смысл стоять наверху [CMP02], а в купальню ходить вниз налегке, чтобы не тащить потом обратно наверх велосипеды и вещи. Да и воду лучше запасти с собой заранее где-то в другом месте, в реке она совсем мутная и не вызывает доверия. Мы запаса воды с собой не везли и для приготовления пищи использовали речную - остались живы. Купальня не вдохновила нас на принятие водных процедур, и, поднявшись вверх к велосипедам, мы продолжаем наш путь.
Едем по плато вдоль реки, дорога тут слабонакатанная, часто просто колея, часто теряется и плохо читается на поверхности. Окружающие нас виды пустынны.
Миновав миниперевальчик, спускаемся к руслу реки и какое-то время едем вдоль воды и окружающих солончаков.
Проезжаем указатель к гейзеру. Я еду на разведку - ничего интересного, ржавая труба, торчащая из земли [HTSPRNG02]. Проехав по дороге еще несколько сотен метров, оказываемся у дороги, отходящей к месту, обозначенному на карте, как гейзер, указателей никаких нет. Мы туда не едем, но издалека, на одном из пупырей я наблюдаю периодические выплевывания воды. Наверное тоже из трубы.
Продолжаем ехать вдоль реки, то подходя прямо к воде, то удаляясь от нее. После мостика через ручей [BRGF02] дорога круто поворачивает на ППХ и не менее круто начинает забираться на пупырь. О том чтобы въехать на него, не может быть и речи, и мы медленно ползем пешком вверх.
После подъема наш путь пролегает через солончаки. Белая соль чем-то напоминает снег, но жара намекает на то, что снега сейчас тут быть не может.
Последние 10 км перед выездом на асфальт едем в окружении пустынного пейзажа по холмистой местности, получая удовольствие от быстрой езды по этим природным качелям.
Объехав озера Туз-Кель и Сасык-Кель с северной стороны и не увидев их, около моста у к. Аличур выезжаем на асфальт Памирского тракта (дорога М41).
Проехав по бетонному мосту р. Аличур, на въезде в кишлак Аличур обнаруживаем столовую [BN11], где около 12:00 мы остановились на обед. За небольшие деньги получаем просто сказочную еду: огромная тарелка отварного картофеля, жареная рыба из оз. Яшинкуль, яичница... Вскоре сюда же заехала и парочка французских велосипедистов.
После обеда едем по хорошей асфальтовой дороге, которую иногда пересекают ручьи, где можно пополнить запасы воды. Ветер попутный и мы весело едем в сторону перевала Найзаташ (Najzatash) 4145м [PASS_NAJZATASH]. Подъем на перевал плавный, перевальная точка слабовыраженная, и, если бы он не был отмечен на карте в GPS, мы бы его не заметили.
После перевала начинается многокилометровый спуск к Мургабу. Воды в окружающей нас природе становиться все больше, а значит запасов делать не стоит.
На ночлег встали за кишлаком Мамазаир (Mamazair) с ЛПХ на ровной площадке. С дороги нас почти не видно. Воду сюда привезли с собой. Встали в 17:30, хотя часа за 2-3 можно было бы доехать и до Мургаба. Около к. Mamazair встретили огромную толпу мотобайкеров из Италии с машиной сопровождения. Такое ощущение, что мотоциклисты при встрече с велосипедистами испытывают в подсознании какое-то чувство вины за наличие у себя двигателя и пытаются его чем-то искупить - ребята настойчиво предлагали нас подвезти на своей машине сопровождения, но мы не поддались.
27.06.17 День 12.
94 км.
сумм. набор: 674 м, сумм. сброс: 614 м,
мин. высота: 3585м, макс. высота: 4110м.
С11 - пер. Джаман-Тал 3692м - Мургаб - к. Рабатакбайтал - С12
Утро прохладное, +4. Выходим с места стоянки в 6:50 и продолжаем спуск в Мургаб. Это примерно 40 км по асфальту, почти все время вниз, кроме небольшого перевала Джаман-Тал 3692м [PASSDJAMANT] за несколько километров перед Мургабом. С перевала открывается вид на реку Мургаб, урочище Мадиян и, собственно, на Мургаб.
На въезде в Мургаб очередной милицейский пост [POL11], где наши паспортные данные записывают в толстую тетрадь. Любопытно, что милиционер на посту оказался почти земляком - какое-то время жил в Москве на той же улице, что и Оля, и очень обрадовался, увидев ее название в паспорте.
Город Мургаб располагается на высоте более 3600 метров над уровнем моря и является самым высокогорным городом на территории бывшего СССР. Город лежит у слияния рек Мургаб и Ак-Байтал. Климат весьма специфический: температура колеблется от - 50 °C зимой до +40 °C летом. Мургаб расположен на соединении Памирского тракта и дороги через перевал Кульма на территории Китая. Таким образом, все фуры, встреченные нами на Памирском тракте, идут через Мургаб в Китай и обратно.
Внешний вид Мургаба весьма колоритен, расположение домов хаотично. Есть несколько магазинов, колонки с водой, улица Ленина и сам Ленин. Недалеко от выезда из города есть гостиница Памир [HTLPAMIR], популярная у заграничных туристов. В столовке при этой гостинице еще раз поели (не то второй завтрак, не то ранний обед), в магазине без вывески рядом [SHP04] пополнили кое-какой запас провизии.
После Мургаба начинается плавный пологий подъем вдоль р. Акбайтал Юж. по дороге среди красных скал. Здесь много ручьев, пересекающих дорогу или текущих вдоль нее.
Днем, пока мы ехали и ветер дул нам в спину, было хорошо, но последние километров 15 его направление изменилось на встречное и скорость упала до 9-12 км/ч.
На ночлег встали рано - около 16:30 на высоте около 4100 м рядом с ручьем и дорогой, но с дороги нас почти не видно. За речкой стоит непонятный забор из колючей проволоки, мы его видим уже второй день, он то идет совсем рядом с дорогой, то на некотором расстоянии от нее, то совсем прячется среди холмов. Потом у местных пограничников мы выяснили, что таким образом отгорожена 50 - 70-ти километровая приграничная зона с Китаем.
В лучах заходящего солнца предались водным процедурам и стирке вещей.
28.06.17 День 13.
82 км.
сумм. набор: 712 м, сумм. сброс: 873 м,
мин. высота: 3931м, макс. высота: 4671м.
С12 - пер. Акбайтал, 4655 - к. Kарoкуль - С13
Вышли на маршрут в 6:50, сегодня пасмурно, солнце почти не выглядывает. Продолжаем долгий пологий набор до каких-то жилых строений около дороги. Там асфальт кончается и начинается подъем на перевальный взлет. Тут же стоит указатель "Перевал Ак-Байтал высота 4655м", хотя до перевала еще лезть и лезть в горку.
Пока разглядываем указатель, останавливается арендованный джип, в котором едут россияне. Немного общаемся с ними, они фотографируют нас на фоне знака и уезжают, ну а мы потихоньку начинаем крутить на перевал.
Дорога плохого качества, щебенка. С небольшими остановками въезжаю на перевал. Удивительно, но мне удается это сделать в седле. Вот и он, самый высокогорый перевал в бывшем СССР, в Восточном Тибете я был всего лишь чуть выше. На перевале нас догоняет Алексей Самбуров.
Далее спуск с перевала, он очень живописен. Спустившись в долину р. Акбайтал Сев. качество дороги становится еще хуже: щебенка, стиральная доска. Езда по такой дороге - сплошное мучение. В какой-то момент замечаем дорожку идущую параллельно основной дороге и съезжаем на нее. Ехать тут значительно лучше.
Но вот параллельные дорожки заканчиваются, выезжаем снова на основную дорогу со стиральной доской, правда это ненадолго, т.к. наконец начинается асфальт по которому ехать совсем хорошо.
Двигаясь на север, пересекаем широкую долину р. Акбайтал и впадающую в нее р. Кызылджинк, после чего преодолеваем несколько небольших подъемов и оказываемся на прямой дороге к озеру Каракуль, которое появилось на горизонте.
оз. Каракуль (от тюрк. «Чёрное озеро») - бессточное озеро на высоте 3914 метров над уровнем моря, что на 100 метров выше, чем известное озеро Титикака, глубина его доходит до 236 м, вода в озере горько-солёная. Любопытной особенностью Каракуля является то, что берега озера на значительном протяжении покоятся на льду, лёд залегает и на дне озера. О том, откуда взялся лёд, у учёных нет единого мнения. Одни считают, что это остатки древних ледников, другие объясняют это явление остатками ледяного щита, заполнявшего котловину в ледниковый период, третьи предполагают, что лёд – современного образования. В устье рек, где вода более пресная, водятся рыбки-гольцы (подробнее тут).
Тут погода резко портится, дует сильный встречный ветер, наша скорость падает до 6-10 км/ч. Над озером ходят тучи, из которых временами идет дождь. Часа через два погодное буйство стихает и мы, наконец, едем нормально, любуясь замечательным видом озера и хребта Каракуль на противоположном берегу.
Вот мы и в кишлаке Kаракуль. Население кишлака - в основном киргизы. Электричества нет, но есть сотовая связь Мегафон от ветряка и солнечной батареи и остатки погранзаставы со времен Союза.
Мы селимся в частном доме, на самой окраине кишлака, на выезде. Цена 10 дол. с человека за ночлег, ужин и завтрак, ну и за помойку в бане. В домике чисто, уютно. Вечером хозяева предлагают затопить печь, но мы отказываемся. Баня - цементная комната с печкой, но было тепло и было достаточно горячей воды, так что помылись хорошо. С наступление темноты хозяин притащил откуда-то генератор, и, пока мы не легли спать, свет был. Еда хорошая, вкусная, много, но без мяса. Народ живет здесь бедно и чувствуется, что живется тут трудно. Например, чего только стоит натопить печку для бани, если топить нечем, только кизяком или колючками, которые собирают вдоль дорог, а зимы тут холодные, с температурой до -40... Бррр...
В гостевом доме с нами жил шведский судья, путешествующий в одиночку на арендованном в Киргизии джипе. В одной из бесед мы пошутили, что он наверное очень богатый человек, на что он возмутился и сказал, что у него обычная зарплата, и что он очень удивляется, почему здесь все его считают богатым человеком)))
29.06.17 День 14.
84 км.
сумм. набор: 675 м, сумм. сброс: 1329 м,
мин. высота: 3271м, макс. высота: 4291м.
С13 - пер. Уй-Булак, 4269м - пер. Кызыл-Арт, 4291м - Таджико-Киргизская граница - С14
Выход в 7:00. Перед выходом запаслись водой из колонки.
От к. Карокуль дорога идет сначала по практически ровной местности огибая озеро Kаракуль с востока и северо-востока, а обогнув его лезет на перевал пер. Уй-Булак. Справа от дороги нам сопутствует забор из колючей проволоки.
Преодолев перевал Уй-Булак, 4269 [PASSUYBULAK], начинаем спуск в "Долину Смерти Маркансу".
Маркансу - река на Памире, протекающая с запада на восток по территории Таджикистана и Китая. Маркансу берёт начало при слиянии рек Коксоя и Коксая. Долина Коксоя в районе Памирского тракта плоская и безжизненная. В литературе - в книгах и многочисленных дневниках путешественников её называют долиной смерчей или долиной смерти из-за многочисленных останков вьючных животных. Это место ветвления древних караванных путей из Алайской долины на юг на Памир и на восток в Кашгар. В годы становления советской власти по долине Маркансу из Китая в советскую Среднюю Азию проникали отряды басмачей. В Маркансу была обнаружена стоянка каменного века Ошхон, которая получила известность во всем мире (подробнее о Меркансу читать тут)
Спуск длинный, катится быстро и хорошо. На встречу нам карабкается толпа велотуристов из Чехии. Человек наверное 30, все налегке.
Но вот спуск заканчивается и начинается подъем на перевал пер. Кызыл-Арт, а с ним и жуткий встречный ветер. Скорость нашего движения падает до 4-7 км/ч. Приходится часто отдыхать. К прочим трудностям добавляется еще и стиральная доска под колесами.
Перевальный взлет преодолеваем пешком. Немного не доходя до перевальной точки (1-1,5 км) таджикский пограничный пост [POGRANPST], состоящий из нескольких недостроенных зданий. Тут при выезде с территории Таджикистана у нас требуют предъявит пропуск в ГБАО и карточку регистрации на территории Таджикистана. После их предъявления их у нас забирают, желают счастливого пути и открывают шлагбаум на выезд.
На пер. Кызыл-Арт [PASSKZLRT], 4291 м залезаем около 14:00. Перебравшись таким образом через Заалайский Хребет спускаемся по разбитой глиняно-каменистой дороге. Страшно представить что тут делается после дождя.
Немного приспустившись, обедаем около дороги в каком-то овраге, спрятавшись от ветра.
Удивительно как разительно отличается местность по разные стороны перевала. С одной стороны мрачный неприветливый пустынный пейзаж, с другой - выглядит все как-то более приветливо, очень скоро появляется травка и Солнце светит как-то более радостно))
После того, как дорога выводит нас в широкую долину р. Кызыл-Арт, начинается асфальт, по которому мы быстро мчимся. По сторонам нас окружают красивые заснеженные горы.
Доезжаем до киргизской пограничной заставы Бардоба [POGRANPSTKYR], это примерно 19 км от перевала Кызыл-Арт. По сравнению с таджикским погранпостом этот выглядит намного приличнее. Настоящий пограничник в форме и с автоматом. Пока оформляют проезд какой-то таджикской машины через границу, ведет беседу с нами о жизни в России и бывшем Союзе. Оформление наших документов проходит очень быстро и мы мчимся дальше. (Надо сказать, что миграционной карты тут не выдают, ее просто нет в наличии, но нас это не сильно беспокоит, т.к. у нас загранпаспарта в которые проставлены штампы о дате пересечения киргизской границы).
Вот мы оказываемся в Алайской долине между двух горных систем: Памиром и Алаем.
Двигаясь по дороге в какой-то момент подвергаемся атаке детей выскочивших неизвестно от куда. Они, взявшись за руки, перекрывают дорогу и повиснув на остановившихся велосипедах начинают клянчить сладости и деньги. Но мне удается их отогнать прикрикнув строгим голосом на частично понятном им русском языке.
Встаем с ЛПХ от дороги за небольшим зеленым холмом, рядом с пересыхающим руслом реки Кызыл-Арт. Вечером воды в русле не было, но это нас не сильно беспокоило, вода у нас была набрана с собой заранее, но утром в реке вода появилась.
30.06.17 День 15.
85 км.
сумм. набор: 314 м, сумм. сброс: 421 м,
мин. высота: 2965м, макс. высота: 3285м.
С14 - к. Сары-таш - радиалка по дороге А372 до к. Сары-Могол - к. Сары-таш - С15
После пересечения границы, стало понятно, что мы хорошо вписались в план нашего похода, и у нас остался один не израсходованный запасной день. По сему было решено потратить его на то, что подъехать поближе и посмотреть хотя бы из далека на второй по высоте семитысячник пост-советской части Памира - пик Ленина. Пик был впервые описан в научной литературе в 1871 году русским географом и путешественником Алексеем Павловичем Федченко, и назван им в честь Константина Петровича Кауфмана - генерал-губернатора Туркестана. В 1928 году был переименован в пик Ленина. В 2006 году постановлением правительства Таджикистана переименован в пик имени Абу Али ибн Сино, известного на Западе как Авиценна (ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма).
Доехав до кишлака Сары-Таш и оставив вещи в придорожной гостинице [C15], решаем налегке подъехать до к. Сары-Могол, от куда по словам местных должен быть хорошо виден пик. Ленина (на самом же деле, пик Ленина можно увидеть отъехав километров 10-15 от к. Сары-Таш).
Проехав 32 км от гостиницы мы оказываемся в к. Сары-Могол. Пик Ленина к тому моменту, как мы сюда доехали окончательно затянуло облаками, да и не хорошие облачка стали подтягиваться с севера в нашу сторону. Решили перекусить и возвращаться назад. Где-то на рынке нашли какую-то грязную и занюханную столовую, где и пообедали [DN15], удивительно, без последствий.
На обратном пути пришлось ехать против неожиданно поднявшегося сильного ветра. В одном месте дети встав цепью, перекрыли дорогу и назойливо впаривали нам кумыз. Ну и в довершении всех бед - прокол колеса.
Теперь о гостинице в которой мы жили. Проживание: 800 сом с человека. Сюда входит ужин, завтрак, ночлег, вайфай в номере. Номер чистый, удобства на улице. С душем на момент посещения была беда. Для помывки были предложены: продуваемая всеми ветрами металлическая будка без крыши и ведро чуть теплой воды с плавающим жиром по поверхности и запахом мантов оставшихся с ужина. Посему помывку пришлось отложить...
01.07.17 День 16.
107 км.
сумм. набор: 720 м, сумм. сброс: 2298 м,
мин. высота: 1554м, макс. высота: 3601м.
С15 - пер. 40-лет Киргизии, 3570м - пер. Талдык, 3601м - к. Ак-Босого - к. Сопу-Коргон - к. Кунелек - к. Кызыл-Коргон - Гульча - С16
Завтрак в гостинице и выход в 7:00. Едем по хорошей асфальтовой дороге.
Сразу за кишлаком начинается подъем на перевал 40-лет Киргизии, 3570м [PASS40LETKYRGZ]. Набор высоты сначала плавный, далее более крутой, но это не мешает нам преодолеть его в седле.
После перевала спуск примерно метров 100 - 150 и подъем на следующий перевал Талдык, 3601м [PASSTLDK]. На перевал въезжаем в седле, тут нас встречает бабка торгующая кумызом и сильный ветер. С перевала открывается вид на замысловатые петли дороги спускающиеся к р. Талдык, которая в районе к. Ак-Босого принимает притоки и называется р. Гульча. Вдоль р. Гульча мы и будем ехать сегодня весь день. Быстро делаем фотографии с перевала и едем вниз.
Почти до самой Гульчи идет спуск, прерываемый несколькими не сложными подъемами. Езда приятная, динамичная.
После обеда в придорожной столовке лагманом, въезжаем в грозовую тучу и весь оставшийся день едем с этой тучей по пути под дождиком, одевшись в мембрану.
На ночлег встали за Гульчей примерно в 16:45, с ЛПХ от дороги на небольшой возвышенности. Ручей рядом в балке, если подняться немного повыше по ней. Но вода кажется солоноватая и невкусная.
Приходят местные, которые живут наверху, просили продать палатку, с интересом осматривали велосипеды.
02.07.17 День 17.
81 км.
сумм. набор: 898 м, сумм. сброс: 1502 м,
мин. высота: 958м, макс. высота: 2395м.
С16 - к. Таш-Короо - пер. Чыйырчык, 2395м - к. Суттюу-Булак - к. Бек-Джар - к. Лангар - к. Кара-Эчки - к. Башбулак - Ош - C17
Сбегав вниз к речке, набираю чистой воды для приготовления завтрака. После завтрака, едем на перевал Чыйырчык, 2395м [PASSCHRK]. Не смотря на приличный набор высоты около 900 м забираемся на него примерно за 2,5 часа. В советское время перевал был на 20 метров выше, но после реконструкции дороги, его срезали и теперь он стал ниже. На перевале и за ним по сторонам дороги идет активная торговля всякой фигней и молочными продуктами.
С перевала спуск до самого Оша. В одной придорожной харчевне останавливаемся пообедать, после чего едем до Оша.
В Оше движение автотранспорта беспорядочное и хаотичное, нужно быть предельно аккуратным.
Селимся в заранее забронированной гостинице.
03.07.17 День 18.
Прогулка по достопримечательностям г. Ош, покупка сувениров. Разбор и упаковка велосипедов для перелета.
04.07.17 День 19.
Ночью хозяин гостиницы на своем минивэне отвозит нас в аэропорт г. Ош, где мы без каких-либо приключений сдаем багаж и проходим таможенно-пограничные процедуры.
Вылет в Москву.
СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ
Ремнабор вело.
Наименование | Кол-во | |
Индивидульный ремнабор | ||
Набор шестигранников, отверток + ключ для спиц + съемник цепной + ключ Т25 | 1 | шт. |
Запасная камера | 2 | шт. |
Насос | 1 | шт. |
Клей + заплатки | 1 | компл. |
Монтажки | 1 | компл. |
Петух | 1 | шт. |
Колодки тормозные + разводящая пружина | 2 | компл. |
Спицы с ниппелями | 2 | шт. |
Общественный ремнабор | ||
Проникающая смазка (WD-40) | 1 | балончик |
Цепная смазка | 1 | балончик |
Масло для гидравлики | 1 | балончик |
Запасные звенья для цепи | 1 | компл. |
Разъемные звенья для цепи | 3 | шт. |
Многофункциональный нож Leathermann | 1 | шт. |
Тросик для переключателей | 1 | шт. |
Кусок полотна ножовки по металлу | 1 | шт. |
Надфиль трехгранный | 1 | шт. |
Ремкомплект для велосумок (элементы крепления) | 1 | компл. |
Винтики, гаечки, шайбочки, шпильки | 1 | компл. |
Проволочки | 1 | компл. |
Кусок алюминиевой трубки, пластинки, хомуты (для ремонта багажника) | 1 | компл. |
Покрышка кевларовая | 1 | шт. |
Ключ гаечный 7Х8 | 1 | шт. |
Хомуты пластиковые | 10 | шт. |
Снаряжение
№ | Наименование | Количество |
Личное снаряжение | ||
1 | легкая куртка от дождя (мембранная) | 1 шт |
2 | легкие штаны от дождя (мембранная) | 1 шт |
3 | термобелье низ+верх | 1 компл. |
4 | легкая вело-поларовая куртка | 1 шт |
5 | поларовая куртка | 1 шт |
6 | легкая куртка на прималофте для лагеря | 1 шт |
7 | теплые термобельевые штаны | 1 шт |
8 | шапочка | 1 шт |
9 | велофутболки (для езды) с длинным рукавом | 2 шт |
10 | футболка с коротким рукавом | 1 шт |
11 | велотрусы | 2 шт |
12 | перчатки велосипедные | 1 пара |
13 | перчатки поларовые | 1 пара |
14 | перчатки неопреновые (или непромокаемые) | 1 пара |
15 | носки теплые | 3 пары |
16 | носки тонкие | 2 пары |
17 | очки со сменными фильтрами | 1 шт |
18 | кепка-панамка | 1 шт |
19 | легкие длинные | 2 шт |
20 | велоботики | 1 пара |
21 | легкая "бродильная" - обувь | 1 пара |
22 | гамаши | 1 пара |
23 | аптека индивидуальная | 1 шт |
24 | гермомеши легкие | 2 шт |
25 | велошлем | 1 шт |
26 | спальник | 1 шт |
27 | пенка | 1 шт |
28 | средства личной гигиены | 1 компл. |
29 | нож | 1 шт |
30 | зажигалка | 1 шт |
31 | фонарик налобный | 1 шт |
32 | комплект велосумок | 1 компл. |
33 | балаклава | 1 шт |
34 | бандана, легкая косынка (от солнца под шлем) | 1 шт |
35 | посуда: миска, ложка, кружка | 1 компл. |
36 | пластиковая бутылка 1,5л | 1 шт |
37 | велофляга фляга | 1 шт |
38 | личный велоремнабор | 1 шт |
39 | загранпаспорт | 1шт |
40 | фотографии для оформления регистрации | 2 шт |
41 | билеты | 1 шт |
42 | деньги | 1 компл. |
Общественное | ||
1 | примус+ремнабор+бутыка 1,5л | 1 компл. |
2 | кастрюльки | 2 шт |
3 | аптека общественная | 1 шт |
4 | палатка + ремнабор для палатки | 1 шт |
5 | изотоник | 1 уп. |
6 | ремнабор (нитки, иголки, ножницы и пр.) | 1 компл. |
7 | еда | |
8 | GPS | 1 шт |
9 | литиевые батарейки для GPS | 5 компл |
10 | компас | 1 шт |
11 | карты | 1 компл. |
12 | мыло | 1 шт |
13 | зуб.паста | 1 шт |
14 | туалетная бумага | 1 шт |
15 | крем от загара (100% защита) | 1 шт |
16 | сухое горючее | 5 табл. |
17 | фотоаппарат | 2 шт |
18 | легкий штурмовой рюкзачек | 1 шт |
19 | средство от комаров | 1 шт |
20 | ремнабор вело | 1 компл. |
21 | таблетки для обеззараживания воды | 1-2 упаковки |
22 | мобильный телефон, карты СИМ-травел, адаптеры для СИМ | 2 компл |
23 | Зарядка для телефона | 1 шт |
24 | спутниковый телефон | 1 шт |
Аптека
Название | Кол-во | Описание |
Резиновые перчатки | 1 пара | Первое, что необходимо сделать при оказании первой помощи - надеть перчатки при контакте с кровью во избежаниИ заражения и чтобы не испачкать руки в мозгах или кале |
Стерильные салфетки марлевые | 1 уп | на рану |
Бинт стерильный | 4 | В невскрытой упаковке. Разной ширины |
Нашатырный спирт | 0 | При обмороке дать понюхать. Нельзя давать нюхать нашатырный спирт больному эпилепсией! От него припадки, как правило, возобновляются с новой силой. Есть мнение, что если облить им заброску, то дикие звери не съедят ее. Не проверял. |
Лейкопластырь в рулоне, 4-5 см | 1 | Для фиксации бинтов, заклейки ног |
Дицион, таб | 0,5 | Кровоостанавливающее средство при травмах. Даже если нет внешнего кровотечения, после сильного удара целесообразно принять для снижения площади гематомы. Также при подозрении на внутреннее кровотечение (симптомы внутреннего кровотечения - кровь в рвотных массах, алая кровь в кале или кал черного цвета, слабость, обмороки. Срочная госпитализация!!!) Принимать по 1-2 таблетки 3 раза в сутки взрослому и 0,5 таб 2-3 раза в сутки ребенку (10-15 мг /кг массы тела - суточная доза, в одной табл. 250мг) |
Стрептоцид или банеоцин, порошок | 2-3 пакетика | Обработка ран |
Бинт эластичный | 2 | |
Лейкопластырь бактерицидный с зеленкой | 4 уп | |
Мирамистин | 150 мл | Противомикробный препарат. Обработка ран, ожогов, гнойных прыщей. Можно брызгать в ухо-горло-нос |
Гепариновая мазь | 1 | Ушибы, синяки, отеки, а также маникюр лучше делать потом дома |
Пантодерм мазь | 1 | Обезболивание при ожогах, ранах, натертостях, неопрелостях и т.д. |
Детский крем | 1 | |
Фурацилин | 1 | Местный антисептик. Промывка ран, глаз при конъюктивите, полоскание горла. Разводить 1 т на 100 мл воды |
Вольтарен имульгель/диклофенак/диклак - если мазь - то взять | 1 | Обезболивающее при переломах, растяжениях |
Парацетомол, таблетки | 1 | Жаропонижающее, обезболивающее. Не более 4 р в день |
Аспирин | 0,5 | Жаропонижающее. Также принять при подозрении на сердечный приступ |
Анальгин | 0 | |
Нурофен таблетки | 1 | По 1 таблетки не более 4 раз в сутки. |
Дротаверин | 0,5 | Снимает спазмы гладкой мускулатуры мочевого и билиарного тракта (пиелит, цистит и т.д.) Можно применять детям с 1 года (по 0,5 таб) |
Тизин | 1 | Сосудосуживающее и противоотечное средство для носа (устраняет заложенность, но насморк не лечит) |
Флемоксин солютаб 500, 10 таб | 1 | Антибиотик широкого спектра действия (инфекции органов дыхания, ЖКТ, мочеполовой системы, кожи) |
Тетрациклиновая мазь глазная | 1 | Хорошо помогает при травмах глаз |
Нитроглицерин | 1 | Стенокардия, инфаркт, ишемия. Противопоказан при глаукоме и повышенном внутричерепном давлении |
При резкой и сильной боли в сердце: Лечь или сесть поудобнее и расслабиться. Рассосать таблетку нитроглицерина (под язык) | ||
Супрастин, таб | 0,5 | Или аналог |
Полисорб | 1 банка | |
Фестал, мезим | 1 | пищеварительные ферменты (при трудностях в пищеварении, панкреатите, гастрите) |
Энтерофурил, капсулы 200мг | 2 | противомикробное ср-во. Помогает от поноса |
Регидрон | 1 п | принимать при рвоте во избежание обезвоживания. Разводить согласно инструкции. |
Лопедиум | 1 | от поноса |
Кетанов | 0,5 | от зубной боли |
кровоостанавливающий порошок | ||
солкосерил | ||
шприцы, 5мл, 2мл | 2 | |
кеторал | 0,5 | |
Спиртовые салфетки для инъекций | 5 | |
Найз | 2 | Нестероидное противовоспалительное и обезболивающее. |
КООРДИНАТЫ ТОЧЕК
Grid Шир/долг ггг.ггггг°
Datum WGS 84
"*" - звездой отмечены координаты не проверенные на местности и взятые из других отчетов или определенные по карте.
Name | Description | Position | Altitude |
ASFSTRT | Начало асфальта | N38 42 37.4 E73 30 54.1 | 4125 m |
BNZ03 | АЗС | N38 18 00.3 E71 20 52.9 | |
BNZ04 | АЗС | N37 55 43.0 E71 18 14.5 | |
BNZ05 | AZS | N37 57 07.4 E71 29 06.5 | |
BNZ06 | АЗС | N37 21 51.8 E71 41 15.1 | |
BNZ07 | АЗС | N38 10 27.3 E73 58 03.6 | |
BRAVT07 | автомост | N38 24 55.6 E73 58 14.3 | 3906 m |
BRAVT08 | автомост | N38 28 07.7 E73 54 31.2 | 3962 m |
BRGAVT01 | автомост | N38 43 46.2 E70 34 46.5 | 1665 m |
BRGAVT02 | деревянный автомост | N37 22 43.3 E72 34 02.5 | 3927 m |
BRGAVT03 | автомост | N37 25 21.2 E72 36 06.4 | 4129 m |
BRGAVT04 | автомост | N37 31 25.8 E72 40 24.4 | 3768 m |
BRGAVT05 | автомост | N37 47 25.4 E73 21 46.5 | 3916 m |
BRGAVT06 | автомост | N37 49 37.9 E73 36 10.4 | 3970 m |
BRGAVT07 | автомост | N37 29 24.3 E71 32 56.1 | |
BRGF | пешеходный мостик | N38 41 43.4 E70 40 23.0 | |
BRGF02 | досочки через ручей | N37 44 35.0 E73 07 35.7 | 3792 m |
C01 | место ночлега | N38 44 29.3 E70 20 30.1 | 1537 m |
C02 | место ночлега | N38 39 00.2 E70 39 33.1 | 2326 m |
C03 | Ночлег в гостинице | N38 26 57.9 E70 49 08.6 | 1271 m |
C04 | место ночлега | N38 18 52.9 E71 15 48.8 | 1646 m |
C05 | место ночлега | N37 57 35.0 E71 31 35.1 | 1980 m |
C06 | Хостел Do Nazarbayg | N37 29 29.1 E71 33 01.2 | |
C07 | место ночлега | N37 11 24.5 E72 01 00.9 | 2887 m |
C08 | место ночлега | N37 20 25.3 E72 31 11.7 | 3563 m |
C09 | место ночлега | N37 29 31.1 E72 43 33.4 | 3927 m |
C10 | место ночлега | N37 46 10.8 E72 58 25.8 | 3736 m |
C11 | место ночлега | N37 56 48.0 E73 52 10.9 | 4009 m |
C12 | место ночлега | N38 31 13.6 E73 49 09.7 | 4090 m |
C13 | место ночлега | N39 00 49.9 E73 33 42.7 | 3943 m |
C14 | место ночлега | N39 35 53.9 E73 14 40.4 | 3272 m |
C15 | место ночлега | N39 43 37.0 E73 14 54.1 | 3164 m |
C16 | место ночлега | N40 17 43.9 E73 26 05.8 | 1574 m |
C17 | гостиница | N40 31 19.5 E72 48 05.4 | 989 m |
CMP01* | возможная стоянка | N38 27 06.3 E70 51 20.8 | 1314 m |
CMP02* | возможная стоянка | N37 45 53.8 E73 01 07.3 | 3789 m |
CMP03 | возможная стоянка | N38 34 15.3 E73 40 25.1 | 4341 m |
CMP04* | возможная стоянка | N37 47 59.4 E73 28 32.7 | 3907 m |
CMP05* | возможная стоянка | N37 47 57.8 E73 27 55.1 | |
CMP06* | возможная стоянка | N37 53 22.0 E71 19 46.5 | 1964 m |
DN04 | обед | N38 24 26.2 E71 06 40.7 | |
DN07 | обед | N37 16 07.1 E71 48 15.9 | |
DN11 | обед | N37 44 59.7 E73 15 09.4 | |
DN15 | столовая | N39 40 23.8 E72 52 58.0 | 2978 m |
FRD01 | легкий брод | N38 42 33.1 E70 31 04.4 | 1649 m |
FRD02 | брод | N37 28 59.3 E72 38 20.6 | 4166 m |
HTLPAMIR | гостиница Памир | N38 10 28.1 E73 58 00.8 | |
HTSPRNG | горячий сероводородный источник | N37 46 01.7 E73 01 11.9 | 3741 m |
HTSPRNG02 | Труба с кипятком | N37 44 33.2 E73 03 48.4 | 3780 m |
MINIPASS | миниперевал | N38 17 32.6 E71 20 15.9 | 1645 m |
MINIPASS02 | миниперевал | N37 43 12.3 E72 58 15.1 | 3806 m |
OVIR | ОВИР | N37 29 44.6 E71 31 12.9 | |
PASS40LETKYRG | пер. 40 лет Киргизии 3570m | N39 44 27.6 E73 10 09.8 | 3570 m |
PASSCHRK | перевал Чыйырчык | N40 14 41.0 E73 19 13.7 | 2395 m |
PASSDJAMANT | Перевал Джамантал м | N38 06 55.9 E73 53 41.9 | 3692 m |
PASSKOJTEZEK | перевал Koj-Tezek | N37 29 08.5 E72 47 26.3 | 4287 m |
PASSKOKBAY | перевал Кокбай (Maysara) | N37 27 25.7 E72 37 33.1 | 4243 m |
PASSKZLRT | пер. Кызыл-Арт, 4291 | N39 23 03.4 E73 19 22.9 | 4291 m |
PASSTAGARKATY | перевал Тагаркаты | N37 34 36.4 E73 00 14.3 | 4182 m |
PASSTLDK | перевал Талдык 3601 | N39 46 05.4 E73 10 11.7 | 3601 m |
PASSUYBULAK | перевал Уй-Булак | N39 12 18.4 E73 26 22.7 | 4269 m |
PASS_HARGUSH | перевал Харгуш | N37 37 54.8 E73 02 33.7 | |
PASSNAJZATASH | перевал Найзаташ 4314м | N37 52 18.6 E73 48 36.4 | 4145 m |
PASS_Акбайтал | перевал Акбайтал, 4655 | N38 33 38.8 E73 35 47.0 | 4665 m |
PASS_Хабурабор | пер. Хабурабо 3260м | N38 37 38.2 E70 43 03.9 | 3260 m |
POGRANPST | погран пост Кыз-Арт | N39 22 24.1 E73 19 36.7 | |
POGRANPSTKYR | пограничная застава Бардоба | N39 30 25.5 E73 16 07.7 | |
POL01 | погранпост | N38 31 50.5 E70 49 29.6 | |
POL11 | погранпереход | N38 08 59.2 E73 57 54.7 | |
SHP01 | магазин | N38 25 14.8 E71 06 30.1 | 1434 m |
SHP03 | магазин | N37 11 38.2 E71 55 41.1 | |
SHP04 | магазин | N38 10 27.4 E73 58 01.2 | |
SHP05 | Shop | N37 55 36.7 E71 18 18.4 | |
SPMRKT* | супермаркет | N40 18 58.2 E73 26 07.2 | |
SPRNG01 | Источник | N38 27 01.0 E70 47 55.7 | |
SPRNG03 | родник | N38 34 15.5 E73 40 25.4 | |
START | N38 52 00.5 E70 06 30.4 | 1301 m | |
TLKARON | поворот к Карону | N38 27 04.2 E70 50 12.0 | |
TL_YASH | влево дорога на оз. Булункуль и оз. Яшилькуль. | N37 38 27.5 E73 03 46.9 | |
TW | тропинка к источнику на другом берегу | N37 12 40.3 E72 04 29.8 | 2982 m |
W01 | вода | N38 50 25.5 E70 07 56.0 | 1331 m |
W02 | вода | N38 47 47.9 E70 15 07.0 | 1471 m |
W03 | вода | N38 43 21.4 E70 25 48.0 | 1566 m |
W04 | вода | N38 42 30.6 E70 29 58.5 | 1618 m |
W05 | вода | N38 43 10.5 E70 38 56.9 | 1824 m |
W06 | вода | N38 18 53.9 E71 15 30.9 | |
W07 | вода | N37 21 19.6 E72 18 17.5 | 3309 m |
W08 | вода | N37 31 21.9 E72 51 21.7 | 4132 m |
W09 | вода | N37 32 21.4 E72 55 35.5 | 4031 m |
W10 | колонка с водой | N39 00 45.0 E73 33 39.4 | 3947 m |
АэропортОш* | Аэропорт Ош | N40 36 29.7 E72 47 12.6 | |
Базар* | базар | N37 29 27.2 E71 32 20.0 | |
г.Ак-Балык* | Высота 4196,2 м. | N37 47 57.0 E73 25 36.0 | 4196 m |
г.Дунгишвер* | Гора Дунгишвер 4883,1 м. | N38 36 29.0 E73 33 53.0 | |
Источники* | N37 34 30.5 E72 34 58.2 | ||
оз.Чукуркуль* | оз. Чукуркуль | N37 39 21.7 E73 05 05.1 | |
Ск.Чатыр-Таш* | Останец высотой около 20 м посреди дол. Аличур | N37 49 25.0 E73 37 39.0 | |
Терм.ист.* | Термальные источники Гарм Чашма. Санаторий. | N37 10 42.2 E71 48 09.0 |
ИСТОЧНИКИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Общая информация о Таджикистане, паспортно-визовые вопросы, вопросы регистрации, описание достопримечательностей по ходу маршрута и прочее можно прочитать в главе Таджикистан.