ж/д платформа 1927км - с. Медведевка - г. Куса - с. Петропавловка - ск. Скала Чёртов палец - д. Глухой Остров - д. Терехта - д. Кулбаково - с. Асылгужино - д. Верхний Айск - д. Старая Пристань - д. Ваняшкино - пос. Межевой - пос. Новая Пристань - д. Кульметово - д. Алексеевка - д. Сикиязтамак - Сикияз-Тамакский пещерный комплекс - Притёс Касы-таш - гейзер «Айский фонтан» - пещера в ск. Капкаташ - с. Лаклы
Фото: Утро на стоянке на берегу реки Ай.
Участники: |
Сергей Анатольевич, Ольга Бардина. |
Время проведения: | 06.05.24 по 13.08.24 |
Длительность: | 7 дней. |
Протяженность: | 182 км. |
Длина трека | 182.1 км |
Общий набор | 709 m |
Общий спуск | 831 m |
Река Ай - крупнейший левый приток реки Уфы, расположенный на Южном Урале. Протяжённость реки составляет 549 км, из которых 271 км проходит по территории Челябинской области, а 278 км по Башкортостану. Исток реки Ай находится у подножия хребтов Уреньга и Аваляк в болоте Клюквенное, в 70 км к юго-западу от города Златоуст, на высоте около 1000 м над уровнем моря. Общий перепад высот по длине реки - 714 м. Река Ай условно делится на две части: горная часть - от истока до села Лаклы, протекает по горной территории Южного Урала. Здесь река имеет относительно быстрое течение. Равнинная часть - от Лаклы до устья, расположена на Юрюзано-Айской равнине и Уфимском плато, здесь скорость течения реки снижается. Замерзает река в конце октября - начале декабря и вскрывается в апреле - начале мая.
Название реки происходит от башкирского слова «ай», что означает «луна» или «месяц». В XVIII веке В.Н. Татищев предположил, что имя реки может переводиться как «светлая, как луна» или «красивая, как луна». В башкирской культуре луна всегда была символом красоты и света.
В 1754 году был построен Златоустовский завод, который перегородил реку Ай плотиной. Вскоре, в 1758 году, на реке Большая Сатка (притоке Ая) появился Саткинский завод, а в 1778 году - Кусинский завод. Продукция этих заводов доставлялась в центральные регионы страны на баржах по реке Ай. На реке было три заводские пристани, а ниже по течению находились также Исмаиловская и Метелинская пристани, откуда отправлялись хлеб и сельскохозяйственная продукция.
Подобно реке Чусовой, на реке Ай были свои «камни-бойцы», о которые иногда разбивались баржи. Самыми опасными считались камни Аргус и Разбойник. После открытия в 1890 году Самаро-Златоустовской железной дороги металл с заводов стали перевозить по железной дороге.
Планируя весенний сплав по реке Ай, мы решили начать наш поход не от города Куса, где стартует большинство туристов, а несколько выше по течению, от платформы "1927км". Этот участок реки не пользуется большой популярностью из-за его мелководности в летнее время. Мы же рассчитывали, что в майские праздники воды в реке будет достаточно и мелководья не доставят нам больших неприятностей.
Сокращения: ППХ - правый по ходу движения, ЛПХ - левый по ходу движения, ПОР - правый орографически, ЛОР - левый орографически, в [квадратных скобках] приведены названия точек, координаты которых указаны в конце отчета. "*" - звездой отмечены координаты, не проверенные на местности и взятые из других отчетов или определенные по карте.
ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА.
Заброска. До Челябинска можно добраться на поезде или на самолете. Мы летели на самолете (вопрос транспортировки снаряги нас не сильно беспокоил, т.к. сплавлялись на пакрафте, который вполне комфортно провозится в ручной клади). На автовокзале Челябинска (расположен ряжом с ж/д вокзалом) пересаживаемся на междугородний автобус № 501, который идет до города Куса (билеты покупали на месте). В Кусе, кстати, тоже можно начать сплав, но мы выходим раньше: проехав Златоуст, просим остановиться на остановке рядом с СНТ «Металлист» (пл. 1927км). До реки тут идти метров 200.
Выброска. Окончание маршрута в селе Лаклы. Сразу за автомобильным мостом на ЛОР берегу. Тут есть дорожка, которая ведет к автобусной остановке. Автобусы ходят по расписанию до Уфы. Билеты покупать надо заранее через интернет. Ни на остановке, ни у водителя купить их невозможно. Без заранее купленного билета в автобус можно попытаться сесть только при наличии свободных мест, но их, как правило, не бывает. Из Уфы можно уехать на поезде или на самолете. Еще один вариант выброски: на такси можно доехать до станции Сулея, откуда ходят электрички до Златоуста.
МАРШРУТ.
05.05.24. День 00.
Заброска. 0 км.
Этот поход, наверное, первый из водных, когда мы на заброску и выброску добирались на самолете, причем вместе с плавсредством. Ибо даже удлиненный двухместный пакрафт "Журавль XXL" весит всего 5 кг, и его размеры в сложенном виде вполне позволяют провозить его в ручной клади в салоне самолета.
Чем хорош Челябинск, так это своим бюджетным такси. Точнее Яндекс-такси. Стоимость поездки от аэропорта до автовокзала соизмерима с поездкой на двоих на общественном транспорте по Москве. На автовокзале покупаем билеты на автобус № 501 Челябинск - Куса до остановки Медведевка, но с надеждой выйти чуть раньше в районе платформы "1927км". Официальной остановки у нашего автобуса там нет, но рассчитываем, что водитель остановится по нашей просьбе.
До отправления автобуса еще несколько часов, и я, оставив Олю с вещами на автовокзале, отправляюсь в рыболовно-охотничий магазин недалеко отсюда, где мы заранее по телефону забронировали пару газовых баллонов для горелки. Ну и еще прикупаю парочку баклажек по 5 литров с питьевой водой. Ох уж эти половодные речки... Иногда в них даже руки не хочется мыть, не то что пить...
На автобусе ехали около 3 часов. Водитель в результате не отказал нам в просьбе выйти вне остановки, у платформы "1927км". Когда мы наконец-то выгрузились из автобуса, уже начало смеркаться, т.е. заброска с учетом всех трансферов и пересадок заняла у нас почти целый день (из Москвы вылетали около 11 утра). Времени осталось как раз на то, чтобы дойти до реки и найти место для палатки. Дорожка, ведущая от шоссе к реке, как-то быстро преобразовалась в ручей, который под мостиком под железной дорогой превратился в огромную лужу, так что преодолевать железку пришлось по верху, перелезая через насыпь.
Стартовать хотели около мостика через реку, отмеченного тут на карте, чтобы спрятаться под ним от дождя в случае непогоды. На деле он оказался совсем небольшим и низким, так что в случае дождя укрыться под ним не выйдет. С местами под палатку тут тоже как-то не очень: ровные места конечно есть, но какие-то не очень уютные. Но одно местечко все же на ЛОР берегу нашли, немного отойдя от дороги. Там уже в темноте и поставили палатку. Быстро поужинали и легли спать.
06.05.24. День 01.
29,4 км
ж/д платформа 1927км - ж/д станция Ай - с. Медведевка - С001
0,0 км - начало маршрута [STRT] рядом с автомобильным мостом около ж/д платформы 1927км.
Начало сплава у авто моста около ж/д платформы 1927км.
Пакрафт к путешествию готов!
2,7 км - ЛЭП пересекает русло реки.
3,7 км - впадение р. Багруш с ЛОР стороны, а через 200м р. Губенка с ПОР стороны.
4,8 км - ж/д станция Ай [AY*] на ПОР берегу. Железная дорога на этом участке подходит совсем близко к берегу реки. После ж/д станции русло реки поворачивает в западном направлении (ЛОР) и вскоре открывается вид на отвалы "Медведёвского мраморного карьера" вдоль русла реки.
Отвалы "Медведёвского мраморного карьера" вдоль русла реки Ай.
7,5 км - автомобильный мост [BRGA] в с. Медведевка. Перед ним метров за 100 каменная гряда пересекает русло реки [DNG01]. Не поленились и вылезли на берег посмотреть, что же тут так шумит (просмотр с ПОР берега). Оказался порожек, в низкую воду нужно быть внимательным.
Русло реки Ай в районе села Куваши.
Мы.
Такие тут цветочки уже вылезли. Прострел желтеющий.
17,5 км - автомост через дорогу 75К091 Куваши - Медведевка [BRGA02].
18,4 км - впадение р. Куваш по ЛОР берегу.
21,7 км - ж/д мост.
Железнодорожный мост через реку Ай. Читать далее...
Скрыть текст
Железнодорожный мост через реку Ай
Железнодорожный мост через р.Ай, примерно 1894 - 1900 гг.
Источник: https://pastvu.com/p/621177
Мост, который мы видим перед собой, уже третий по счету.
Первый построенный мост был сожжен во время гражданской войны белогвардейцами.
Второй снесли из-за опасности произвольного обрушения.
Третий раз мост восстанавливали после аварии в зимой в конце 1970-х годов, когда один из вагонов грузового поезда сошёл с рельсов и вместе с пролетом рухнул в речку. Восстановлением занимался Мостоотряд № 16. Был установлен временный мост, а рядом происходил монтаж металлического пролетного строения длинной 66м. После окончания сборки движение поездов временно остановили, временные конструкции сняли, а новое пролетное строение мощными кранами перенесли и установили на опоры. Эта работа проводилась в зимнее время и была проделана всего за 32 часа.
Крушение поезда на ж/д мосту через реку Ай
Источник: https://pastvu.com/p/621181
Крушение поезда на ж/д мосту через реку Ай
Источник: https://pastvu.com/p/621183
Скрыть текст
22,2 км - р. Тундушка по ЛОР берегу.
26,1 км - р. Вязовый по ЛОР берегу.
28,8 км - р. Карагайка первая по ПОР берегу. На карте тут отмечена стоянка [CMP01]. И даже рядом есть ручей, из которого можно набрать воды. Но место нам показалось неуютным, и мы отправляемся дальше. Метров в 300 ниже снова по ПОР берегу впадает р. Аглин ключ. Места для стоянки снова не нашли, но пополнили запас воды. Хорошее же место для ночлега нашлось еще чуть ниже за небольшими скальными выступами.
29,4 км - место ночлега 1-го дня [C001] на ПОР берегу. Есть кострище в ровной пойменной полосе, есть 3 забавных дерева - лиственница, сосна и береза, растущие так близко, что кажется что они срослись. Но нет воды, так что очень хорошо, что запас воды мы сделали заблаговременно. Делаем костерок, отдыхаем, немного гуляем, поднявшись на высокий берег.
СА за чашкой кофе...
Оля читает Достоевского у костерка.
07.05.24. День 02.
32,6 км
Утром натянуло туч, гадаем, накроет нас сегодня дождиком или нет. Собираемся неспешно. Как обычно, на второй день вещи гораздо лучше пакуются и лезут в лодку по сравнению с первым.
С001 - г. Куса - С002
Чудо-Дерево
Река Ай в районе р. Аглин Ключ и р. Красноглинка.
29,7 км - р. Красноглинка по ПОР берегу.
Приготовление к сегодняшнему сплаву.
33,3 км - р. Студеный Ключ по ЛОР берегу.
41,1 км - р. Кисеганка по ПОР берегу.
43,5 км - р. Исакова по ПОР берегу.
Скалистые берега реки Ай.
47,2 км - р. Коноплянка по ПОР берегу. Начало жилой застройки города города Куса, которая будет продолжаться с небольшими перерывами 13 км и окончательно закончится только за горнолыжным склоном.
49,0 км - автомобильный мост в городе Куса [BRGA01]. Проход в центральный пролет. В городе Куса живут несколько радиолюбителей, которые активно общаются в 2-х метровом диапазоне.
Ландшафт реки Ай перед г. Куса (скалы Аргус вдалеке).
55,3 км - железнодорожный мост [BRGJD01].
Уютный костерок на стоянке.
62,0 км - стоянка 2-го дня [C002]. Пока готовили ужин и ставили палатку, параллельно пообщались с радиолюбителями из с. Куса. Они были весьма удивлены услышать новый позывной в своих краях. Поговорили немного о туризме, о Дне радио, и, возможно, если бы кто-то из них уже не успел начать этот День радио отмечать, к нам бы пожаловали гости)))
08.05.24. День 03.
27,8 км
С002 - с. Петропавловка - ск. Скала Чёртов палец - д. Глухой Остров - д. Терехта - C003
Утро на стоянке за г. Куса.
64,6 км - р. Большой Багруш по ЛОР берегу.
69,6 км - р. Большая Арша по ПОР берегу около села Петропавловка.
Село Петропавловка. Читать далее...
Скрыть текст
Село Петропавловка
Вид со скалы Чёртов палец на долину с. Петропавловка.
В селе Петропавловка в 1849 году купцом Лагутиным был основан гончарный (позднее кирпичный) завод, действовала водяная мельница. В 1859 году завод перепрофилировали в винокуренный и в 1864 году был куплен уральскими купцами братьями Злоказовы, которые основали Торговый дом «Братья Злоказовы». Они приобрели за границей новейшее оборудование и стали выпускать высококачественный ректификованный (пищевой) спирт. В советские годы завод был в числе передовых предприятий страны. Начиная с 1983 г., здесь производилось в сутки 3000 декалитров спирта классов «Экстра», «Люкс» и сверхчистого спирта «Люкс-Альфа». По мировым стандартам зерновой спирт, приготовляемый в Петропавловке, считался одним из лучших. В 2005 году производство на заводе было остановлено, оборудование законсервировано.
В Петропавловке провел свои детские годы будущий Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников.
Скрыть текст
Метров 300 ниже по течению гора Чёртов палец [MNT10]. Высота горы 80 метров, с нее открывается великолепный вид на петляющее русло реки Ай. Подниматься лучше с луга, пройдя по реке ниже горы. Зачалившись рядом с лужком, сделали продолжительную остановку и по очереди поднялись на этот пупырь. Как только собрались идти дальше и отчалили от берега, стал накрапывать противный дождик.
Вид на р. Ай по пути на скалу Чёртов палец.
Поклонный крест на скале Чёртов палец.
Вид со скалы Чёртов палец на долину р. Ай.
Вид со скалы Чёртов палец.
74,9 км - деревня Глухой Остров по ПОР берегу.
Оля за приготовлением обеденного перекуса.
87,0 км - впадение р. Бейда по ПОР берегу.
87,9 км - р. Терехтинка по ЛОР берегу. Протекает рядом с деревней Терехта.
Скалистые берега реки Ай.
Дождик пошел...
89,8 км - стоянка 3-го дня [C003] напротив скалы Циклоп [MNT09]. Большая ровная стоянка среди деревьев, через нее идет грунтовая дорога. Когда высадились на берег, метрах в 100 стояла машина с рыбаками. Стояла не долго, ближе к вечеру уехала. Погода так и не наладилась, несколько раз пытались начать ужинать с видом на скалу напротив, но дождик все же загнал нас в палатку до самого утра.
09.05.24. День 04.
33 км
C003 - д. Кулбаково - с. Асылгужино - C004
Утро порадовало нас тем, что дождь наконец-то кончился, хотя еще было пасмурно. Пакрафт превратился в бассейн, из которого пришлось отчерпывать воду. Закончив трапезу и собрав вещи, начинаем сплав. Для начала подгребаем к скале Циклоп - той, что напротив нашей стоянки. На карте там отмечена какая-то пещера. На деле, это, конечно, оказалась не пещера, всего лишь небольшой затопленный грот, в который удалось даже заплыть примерно на половину длины пакрафта. Но все равно любопытно.
Стоянка напротив скалы Циклоп.
Скала Циклоп на реке Ай.
Скала Циклоп на реке Ай.
95,0 км - д. Кулбаково на ПОР берегу.
101 км - скала "Писаница" [PISA] на ПОР берегу и сразу за ней впадение р. Аллаелга.
Скала Писаница на реке Ай.
А вот это тоже берега р. Ай.
103 км - устье реки Большая Сатка по ЛОР стороне реки и напротив село Асылгужино.
122 км - устье р. Иструть по ЛОР стороне. Где-то тут по преданию была плотина, с помощью которой пугачевцы задержали наступление войск Михельсона у Старой Пристани [INT01*]. Мы хотели подняться вдоль русла ручья, чтобы ее найти, но не стали. Только сошел паводок и вдоль русла еще было очень грязно и топко.
Скалистые берега реки Ай.
Стоянка 4-го дня.
123 км - стоянка 4-го дня [C004].
10.05.24. День 05.
23 км
C004 - д. Верхний Айск - д. Старая Пристань - д. Ваняшкино - пос. Межевой - пос. Новая Пристань - C005
Вчера вечером начался дождь, который ночью превратился в снег и, выйдя из палатки утром, мы наблюдали волшебную картину запорошенного снегом леса. Забегая вперед, надо сказать что, снег сегодня так или иначе будет сопутствовать нам весь день, встречая нас нежданными залпами, ровно как и яркое солнце, внезапно и неожиданно прорывавшееся сквозь серую мглу и так же внезапно ею поглощаемое...
Стоянка, запорошенная снегом.
Утренний заснеженный пейзаж на р. Ай.
Утренний заснеженный пейзаж на р. Ай.
Метров в 400 ниже места нашего ночлега по ПОР стороне реки устье р. Шулемка.
127 км - пешеходный подвесной мост [BRGF01] через реку Ай между д. Верхний Айск и д. Старая Пристань.
133 км - ЛЭП, пересекающая русло реки, и рядом неизвестная стоянка [CMP06*].
135 км - Каратаев Камень на ПОР берегу [MNT22]. С южного склона есть тропа, ведущая на вершину, откуда открывается неплохой вид на реку.
Вид со скалы Каратаев Камень на р. Ай.
Каратаев Камень. Читать далее...
Скрыть текст
Каратаев Камень.
Есть две версии относительно названия этой скалы:
1. Названо по каратаям, крепостным крестьянам, переселенным в Айлино из районов г. Кунгура.
2. Башкирское название по имени Каратай-хана, хана Младшего жуза Казахского ханства, второго сына хана Нуралы от калмычки Рысс Ханым. В 1806 году Каратай-хан захватил русский караван, шедший из Хивы. Оренбургский генерал-губернатор пытался хитростью заманить Каратая на пограничную линию, но его замысел провалился, в плен только попал султан Озбек-Али, брат Каратая. В ответ отряды Каратай-хана стали совершать набеги по всей Нижеуральской пограничной линии.
Вид со скалы Каратаев Камень на р. Ай.
Скрыть текст
137 км - д. Ваняшкино на ПОР берегу.
140 км - автомобильный мост через Ай между пос. Межевой и пос. Новая Пристань. Сразу за этим мостом руины старого моста [DNG03], нужно быть внимательней. За мостом по ЛОР берегу тянутся Цепиловские притёсы. В их начале на карте OSM отмечен Беркутов утёс, с которого должен был бы открываться замечательный вид на реку Ай и посёлок Новая Пристань. Но, когда мы там проходили, погода была настолько гадкой дождливо-снежной, что на всю эту красоту мы не обратили никакого внимания.
Скалистые берега реки Ай.
Скалы напротив пос. Межевой.
142 км - новое устье реки Каменки [INT02] на ЛОР берегу образовано выходом гидротехнического туннеля реки Каменки. Туннель был предназначен для отвода воды реки Каменки из зоны добычи бокситовой шахты Кургазак. Пробили тоннель в конце 1960-х годов, а ввели в эксплуатацию в 1971 году. Его длина - 3345м, высота - 3,8м, общая глубина - 124м.
Новое русло реки Каменки.
Мост через новое русло реки Каменки.
Скалистые берега реки Ай.
144 км - опоры моста [DNG02]. Примерно через 2 км после этих опор населенка наконец-то заканчивается, но начинается какое-то бесчисленное множество платных кемпингов всех мастей по обоим берегам. Все они имеют вид, мало сочетающийся с окружающим великолепием природы, уродующий ландшафт. Кстати, в населенных пунктах тут явно не рады туристам, сплавляющимся по реке, о чем красноречиво говорят растянутые банеры и надписи на заборах, напоминающие туристам о том, что лес - не помойка. Причину такого "радушия" мы поняли, когда уже в Москве я сел писать этот отчет и открыл спутниковые карты Яндекса.
Спутниковые карты Яндекса р. Ай. Читать далее...
Скрыть текст
Спутниковые карты Яндекса р. Ай.
Спутниковые карты Яндекса р. Ай.
Такого количества плавсредств я, пожалуй, не видел еще ни на одной реке.
Скрыть текст
150 км - стоянка 5-го дня на ЛОР берегу [C005]. Наконец-то платные кемпинги закончились и в излучине реки напротив Малых Притёсов (Юлдашкин гребень) показалась протяженная ровная полка, на которой довольно много стояночных мест.
Малые Притёсы (Юлдашкин гребень).
Нам досталась стоянка, которой явно активно пользуется какая-то контора, катающая коммерсов, о чем свидетельствовали огромные рассыпанные по стоянке коробки, плотно забитые мусором.
Мусор от коммерческих "туристов " на стоянке напротив Малых Притёсов.
Ну что же, жечь мусор и устраивать субботники после таких "любителей природы" - дело для нас привычное.
11.05.24. День 06.
21 км
C005 - д. Кульметово - д. Алексеевка - д. Сикиязтамак - Сикияз-Тамакский пещерный комплекс - Притёс Касы-таш - C006
Стоянка напротив Малых Притёсов.
Малые Притёсы (Юлдашкин гребень)
Идем в сторону Больших Притёсов.
Отчалив после завтрака, переправляемся к Малым притесам и немного гуляем под скалами.
153 км - лестница: подъем на Большие притёсы [ST]. Лестница по большей части расположена в трещине между скал. Тут встречаются два потока туристов: одни идут сверху вниз, подъехав по дороге на машине, другие поднимаются снизу вверх, попав сюда по реке. Кажется, что мы вышли со стоянки несколько раньше, чем это сделало большинство сплавляющихся групп, так что еще смогли без проблем зачалиться на удобном месте рядом с лестницей.
Подъем на Большие Притёсы.
Сверху столпотворение (страшно подумать, что тут происходит в летнее время) - к туристам, подвезенным на плавсредствах по реке, еще добавились приехавшие сверху на машинах. Прошли на смотровую площадку на краю скалы, где даже удалось сделать несколько кадров без людей. Полюбовались открывающимися просторами, отметили значительное прибавление катамаранов внизу под лестницей. В дополнение культурной программы устраиваем дополнительный внераскладочный перекус - в одном из ларьков берем по чашечке капучино и шоколадку.
Подъем на Большие Притёсы.
СА за чашечкой кофе на Больших Притёсах.
155 км - родник в начале деревни Кульметово [W10].
161 км - деревня Алексеевка по ЛОР берегу.
162 км - устье р. Улуир по ЛОР стороне.
168 км - деревня по ЛОР берегу Сикиязтамак. За деревней по ЛОР стороне в падение реки Сикияз.
Скалы Сикияз-Тамакский пещерного комплекса (ПОР берег).
170 км - высадились на ПОР берегу для осмотра пещер и окрестных скал Сикияз-Тамакского пещерного комплекса [CV14], который насчитывает 42 пещеры, гроты, карстовые мосты и арки. Длинна этих карстовых образований варьирует от 3 до 70 метров, а в пещере Сквозной общая длина ходов составляет около 200 метров.
Место для высадки не очень удачное, до тропы пришлось карабкаться вверх по крутому склону. Правильнее было бы это сделать чуть раньше, там где тропа проходит почти по самому берегу, но там уже стояли другие туристы на катамаранах. Сам комплекс на меня впечатления не произвел: какие-то гроты и гротики и один сквозной узкий ход между парой из них, но Оля тут лазила с большим удовольствием. По мне, так гораздо интереснее виды сверху на реку и сами скалы, покрытые лесом.
Сикияз-Тамакский пещерный комплекс.
Вид на р. Ай в районе Сикияз-Тамакского пещерного комплекса.
Вид на р. Ай в районе Сикияз-Тамакского пещерного комплекса.
Сикияз-Тамакский пещерный комплекс. Чердачный грот.
Сикияз-Тамакский пещерный комплекс.
174 км - большая удобная стоянка со столом и лавками на ЛОР берегу [C006] за притёсом Касы-таш. Остановились перекусить, и, пока Оля предавалась чтению Достоевского, я решил подняться на верх притёса Касы-таш. Как раз от стоянки наверх идет небольшой каньон, по которому, по-видимому, после дождей течет ручеек.
Вид с Притёса Касы-таш на р. Ай.
Вид с Притёса Касы-таш на р. Ай.
Вид с Притёса Касы-таш на р. Ай.
Почти на самом верху по ПОР стороне (если идти снизу) есть пара небольших гротов в основании скалы и необычный огромный кусок отколовшейся скалы [INT03]. По верху притёса идет еле заметная тропинка вдоль края скалы, то приближаясь к нему, то удаляясь. Кое-где можно подойти к краю, но лучше этого не делать: трава и камни могут быть скользкими, а лететь вниз к реке прилично, шансов уцелеть никаких. Прогулялся к отметке высоты 353 м по Генштабу (361 по OSM) - ничего интересного, местами заболоченная поляна и колея со следами мотоцикла.
12.05.24. День 07.
3 км
C006 - гейзер «Айский фонтан» - пещера в ск. Капкаташ - с. Лаклы
Утро сегодня выдалось замечательное, с утра радует теплое солнышко, правда к тому моменту, когда мы отчалили о берега, поднялся ветер, грести против которого было не очень приятно...
Скала Поперечный Гребень.
176 км - рукотворный гейзер «Айский фонтан» на ПОР берегу реки. В 1981 году Саткинское рудоуправление, при поисках бокситов, пробурило тут скважину глубиной 81 м. В процессе бурения буровики попали в водоносный слой, в результате чего вода под давлением вышла на поверхность, образовав фонтан на высотой 5 м. Фонтан бьет до сих пор, температура воды в нем +7. С реки хорошо виден. Пройти мимо такое чудо мы не могли и зачалились отведать водицы и сделать парочку снимков.
Гейзер «Айский фонтан»
180 км - скала Капкаташ [MNT04] на ЛОР берегу. В основании скалы имеется грот, в который почти полностью может поместиться байдарка.
Грот в скале Капкаташ.
Осмотрев эту достопримечательность, выходим на финишную прямую. По ЛОР берегу теперь одна за другой следуют туристические стоянки, занятые группами, к некоторым из них уже подъехали машины и идет погрузка снаряжения закончивших поход туристов.
182 км - автомобильный мост около с. Лаклы. Все туристические группы завершили свой маршрут перед этим мостом. Мы же финишировали сразу за ним на ЛОР берегу [FNSH]. Зеленый лужок для упаковки вещей и лодки тут есть, тут же начинается дорожка к автобусной остановке [BUSLKL]. Рядом с остановкой продуктовый магазин, можно купить молочку и фрукты, чтобы скрасить ожидание автобуса.
ВЫВОДЫ
- Вода в реке очень грязная, особенно сразу после Златоуста (тут просто кустарник по берегам увешан мусором и ошметками пластиковых пакетов). Использовать ее для приготовления пищи и питья не стоит. Мы брали воду из небольших ручьев и речек, впадающих в Ай.
- Участок реки от "пл. 1927км" до г. Куса мелководный в летнее время года (характер реки можно оценить по спутниковым картам) и не пользуется популярностью среди водных туристов.
- Мест для установки палатки в это время года достаточно, туристических групп пока умеренное количество.
- Коммерческие группы и другие отдыхающие, коих после г. Куса на реке в избытке, оставляют о себе крайне негативное впечатление: редко плывут без како-либо музыкального сопровождения, так что "тутс-тутс" слышно уже издалека, а от некоторых и неиссякаемый поток сквернословия, на котором они общаются между собой. Мусор вывозят не все.
- После пос. Межевой по обоим берегам реки появляется большое количество платных кемпингов, часто соседствующих вплотную друг к другу. Вид их, по большей части, резко диссонирует с красотой окружающей природы.
- Билет на рейсовый автобус из Лаклы в Уфу нужно покупать заранее через интернет. На месте купить его невозможно, свободных мест в автобусе может не быть, особенно в праздничные и выходные дни.
ФИЛЬМ О ПОХОДЕ
Сплав по реке Ай на пакрафте на майские праздники 2024 года. от x-tracks.ru на RUTUBE
КООРДИНАТЫ
Grid Шир/долг ггг.ггггг°
Datum WGS 84
Название | Описание | Координаты |
AY* | Платформа Ай | N55.20673 E59.53208 |
BRGA | Автомост | N55.21486 E59.49882 |
BRGA01 | Автомост в г. Куса | N55.32258 E59.42883 |
BRGA02 | Автомост через дорогу 75К091 | N55.17014 E59.44073 |
BRGF01 | Пешеходный подвесной мост | N55.22977 E58.90648 |
BRGJD | Мост ж/д | N55.19771 E59.43170 |
BUSKUS* | Автостанция есть кафе и туалет. Тел.: +7 (35154) 3-35-11 | N55.34220 E59.43113 |
BUSLKL | Автобусная остановка. Билеты тут купить нельзя! Только онлайн продажи! | N55.19845 E58.54271 |
C001 | Стоянка 1-го дня | N55.23232 E59.44421 |
C002 | Стоянка 2-го дня | N55.37592 E59.38789 |
C003 | Стоянка 3-го дня | N55.34566 E59.18451 |
C004 | Стоянка 4-го дня | N55.25139 E58.94158 |
C005 | Стоянка 5-го дня | N55.14121 E58.71430 |
C006 | Стоянка 6-го дня | N55.19222 E58.63127 |
CMP01 | Стоянка на краю луга, рядом ручей. | N55.22712 E59.44209 |
CMP02* | Стоянка с баней на ЛОР берегу. | N55.30416 E59.44778 |
CMP03* | Неизвестная стоянка | N55.27922 E59.04126 |
CMP04* | Неизвестная стоянка | N55.28096 E59.02870 |
CMP05* | Неизвестная стоянка | N55.36088 E59.35801 |
CMP06* | Неизвестная стоянка | N55.19416 E58.86801 |
CMP07* | Неизвестная стоянка | N55.18721 E58.85503 |
CMP08 | Неизвестная стоянка | N55.18572 E58.84780 |
CMP09* | Неизвестная стоянка | N55.18534 E58.84522 |
CMP10* | Неизвестная стоянка | N55.17230 E58.70057 |
CMP11* | Неизвестная стоянка | N55.17852 E58.70064 |
CMP12 | Неизвестная стоянка | N55.15339 E58.73085 |
CMP13* | Усть-шулемкинский туристический стан | N55.25197 E58.93517 |
CMP14* | Неизвестная стоянка | N55.17823 E58.62047 |
CMP15* | Неизвестная стоянка | N55.26595 E58.97800 |
CMP17* | Неизвестная стоянка | N55.15075 E58.69396 |
CMP20* | Неизвестная стоянка | N55.15726 E58.69648 |
CMP24* | Неизвестная стоянка | N55.17192 E58.68999 |
CMP25* | Неизвестная стоянка | N55.16732 E58.68362 |
CMP26* | Неизвестная стоянка | N55.16763 E58.67920 |
CMP27* | Туристическая стоянка «Слепой маяк» | N55.16137 E58.65650 |
CMP29* | Удобное место для стоянки примерно на середине традиционного маршрута сплава по река Ай - Межевой-Лаклы с достаточно пологим берегом, ровным речным дном и поляной, где обычно ставят палатки. | N55.16417 E58.65607 |
CMP30* | Неизвестная стоянка | N55.17984 E58.63815 |
CMP31* | Неизвестная стоянка | N55.18205 E58.63056 |
CMP32* | Неизвестная стоянка | N55.18140 E58.63352 |
CMP33* | Неизвестная стоянка | N55.17866 E58.61873 |
CMP38* | Неизвестная стоянка | N55.19425 E58.61755 |
CMP39 | Неизвестная стоянка | N55.19302 E58.62929 |
CMP40* | Неизвестная стоянка | N55.20294 E58.63526 |
CMP41* | Неизвестная стоянка | N55.20299 E58.62532 |
CMP42* | Ласынташский туристический стан | N55.19564 E58.56979 |
CMP43* | Стоянка на ПОР берегу | N55.32202 E59.09908 |
CMP44 | Стоянка на ПОР берегу | N55.29735 E59.07810 |
CMP45* | Неизвестная стоянка | N55.26721 E59.01355 |
CV01* | Пещ. им. Палласа. Один из крупнейших подземных объектов Айской долины. Находится на территории Саткинского района, в долине реки Ай, юго-западнее деревни Алексеевка. Пещера была открыта в ноябре 2002 года челябинским спелеоархеологом Владимиром Ивановичем Юриным и саткинским исследователем Анатолием Кузьмичом Александровым. Летом 2003 года пещера была расчищена спелеологами и теперь протяженность всех ее «пройденных» коридоров составляет более 366 метров (работы по расчистке пещеры могут быть продолжены). Это третья по протяженности пещера в Айской долине. | N55.15644 E58.65708 |
CV04 | Пещера им. Гофмана (длина 85 м. амплитуда 19 м.). Находится на правом берегу р. Ай в 2,5 км. от д. Алексеевки. Была открыта и изучена на длину 34 м в 1980 г. группой саткинских спелеологов (рук. Н.И.Федосов). В 1997-1999 г.г. повторно исследовалась отрядами спелеоархеологической экспедиции (рук. С.М.Баранов, И.Ю.Бодунов), которые довели длину ее изученной части до 85 м. Названа в 1997 г. в честь известного российского ученого-геолога 19 в. Э.К.Гофмана (1801-1871 г.г.), внесшего большой вклад в изучение геологии и минералогии Урала, в т.ч. Южного. | N55.17921 E58.64187 |
CV08* | Пещерный комплекс Ласточкино Гнездо | N55.15675 E58.66811 |
CV10* | Алексеевский пещерный комплекс | N55.16567 E58.66946 |
CV14 | Сикияз-Тамакский пещерный комплекс. 42 пещеры и грота. | N55.18683 E58.61615 |
DNG01 | Каменная гряда поперек русла (возможно порог в мелководье) | N55.21449 E59.49934 |
DNG01* | Опоры!! | N55.20579 E59.56985 |
DNG02 | Руины моста | N55.15293 E58.77853 |
DNG03 | Руины старого моста через реку Ай | N55.16539 E58.79340 |
FNSH | Окончание маршрута в пос. Лаклы. Антистапель. | N55.19914 E58.54934 |
GZ | Гейзер Айский Фонтан. Температура: 7 градусов по Цельсию. В 1981 году Саткинское рудоуправление, при поисках бокситов, пробурило скважину на берегу реки Ай глубиной 81 м. Попали при бурении в водоносный слой. Теперь вода под давлением выходит на поверхность. | N55.20348 E58.63028 |
INT01* | Пугачевская плотина. По преданию здесь была сделана плотина с помощью которой пугачевцы задержали наступление войск Михельсона у Старой Пристани. | N55.24954 E58.95326 |
INT02 | Новое устье реки Каменки | N55.15541 E58.80651 |
INT03 | Интерсные скалы, пара маленьких готов | N55.19376 E58.63220 |
KUL* | Кулбаково | N55.34140 E59.13984 |
KUV* | Куваши | N55.15927 E59.41527 |
MDVDK | Медведевка | N55.22332 E59.50509 |
MEZJ | Межевой | N55.17036 E58.78673 |
MNT01 | Скала «Двадцатка» | N55.15634 E58.75138 |
MNT02 | скала Диганат | N55.36309 E59.25515 |
MNT03* | Скала Токаташ | N55.20231 E58.59588 |
MNT04 | Скала Капкаташ(Каменные ворота) | N55.19434 E58.58012 |
MNT05* | Скала Медведица | N55.15806 E58.78844 |
MNT06 | Скала Поперечный Гребень | N55.20166 E58.64242 |
MNT07* | Скала Пристань | N55.18019 E58.61852 |
MNT08* | Скала Разбойник | N55.17468 E58.67781 |
MNT09 | скала Циклоп | N55.34464 E59.18361 |
MNT10 | Скала Чёртов палец Находится в 1 км ниже по течению р.Ай от села Петропавловское (Кусинский район) на правом берегу. Скала высотой до 80 м над уровнем реки. С неё открывается живописный вид на долину р.Ай: на юге и на западе лентой извивается река в окружении высоких лесистых гор. | N55.38952 E59.31356 |
MNT11* | Скала Шаман | N55.16790 E58.65480 |
MNT12 | Притёс Касы-таш | N55.19585 E58.62069 |
MNT13* | Скалы Кулисные | N55.17642 E58.62021 |
MNT15 | Большие Притёсы на реке Ай | N55.14924 E58.69671 |
MNT18* | гора Луковая | N55.26463 E59.43080 |
MNT20 | Змеиные притёсы | N55.26602 E58.98105 |
MNT22 | Каратаев Камень. | N55.18216 E58.83930 |
MNT23* | Кисеганские горы | N55.27429 E59.40984 |
MNT24* | Майский притес | N55.15101 E58.72549 |
MNT25* | Малые Притёсы (Юлдашкин гребень) | N55.13886 E58.72175 |
MNT27* | Покровские притёсы | N55.15280 E58.70890 |
MNT29 | Черные скалы | N55.35794 E59.20556 |
PISA | Скала "Писаница" | N55.32531 E59.08616 |
PL1927 | Платформа 1927 км | N55.20403 E59.58532 |
PTRPVLVK | Петропавловка | N55.39228 E59.32171 |
SH01* | Непроверенный магазин | N55.22866 E58.90549 |
SH02 | Магнит | N55.34065 E59.43202 |
ST | Лесница - подъем на Большие притесы | N55.15333 E58.69170 |
STRT | Златоуст | N55.20280 E59.58559 |
TRP | Съезд на грунтовку | N55.20463 E59.58678 |
W01* | Непроверенный источник воды | N55.35751 E59.39709 |
W02 | Источник с чистой водой. | N55.29676 E59.05500 |
W03 | Непроверенный источник воды | N55.28292 E59.01774 |
W04* | Алексеевский карстовый источник | N55.15541 E58.66077 |
W05 | Родник | N55.22453 E58.88657 |
W06* | Непроверенный источник воды | N55.15006 E58.76263 |
W07* | Родник | N55.15307 E58.75606 |
W08 | Вода на ЛОР берегу | N55.27759 E59.03899 |
W10 | Родник | N55.16955 E58.70295 |
W20* | Непроверенный источник воды | N55.20117 E58.64118 |